1.5. Режимы функционирования Единой
государственной системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера (РСЧС).
Организационно-методическое
руководство планированием действий в рамках единой системы осуществляет
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В зависимости от обстановки,
масштабов прогнозируемой или возникшей ЧС природного и техногенного характера
решением соответствующего руководителя органа исполнительной власти в пределах
соответствующей конкретной территории устанавливаются следующие режимы
функционирования РСЧС:
· режим повседневной
деятельности -
при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической,
биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической
обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии, эгшфитотий и пожаров;
· режим повышенной готовности - при ухудшении
производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической
(бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при
получении прогноза о возможности возникновения ЧС;
· режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время
ликвидации ЧС природного и техногенного характера.
Руководители федеральных
органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций должны
информировать население через средства массовой информации и по иным каналам
связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов
функционирования органов управления и сил единой системы, а также мерах по обеспечению
безопасности населения.
Основными
мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы,
являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
1) изучение состояния окружающей среды и
прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
2) сбор, обработка и обмен в
установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
3) разработка и реализация целевых и
научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и
обеспечению пожарной безопасности;
4) планирование действий органов
управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их
деятельности;
5) подготовка населения к действиям в
чрезвычайных ситуациях;
6) пропаганда знаний в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной
безопасности;
7) руководство созданием, размещением,
хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
8) проведение в пределах своих
полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной
безопасности;
9) осуществление в пределах своих
полномочий необходимых видов страхования;
10) проведение мероприятий по подготовке
к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы,
их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо
хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;
11) ведение статистической отчетности о
чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а
также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;
б) в режиме повышенной готовности:
12) усиление контроля за состоянием
окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их
последствий;
13) введение при необходимости
круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и
сил единой системы на стационарных пунктах управления;
14) непрерывный сбор, обработка и
передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых
чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приемах и способах защиты от
них;
15) принятие оперативных мер по
предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению
размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению
устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных
ситуациях;
16) уточнение планов действий
(взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных
документов;
17) приведение при необходимости сил и
средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации,
формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые
районы действий;
18) восполнение при необходимости
резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
19) проведение при необходимости
эвакуационных мероприятий;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
20) непрерывный контроль за состоянием
окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их
последствий;
21) оповещение руководителей федеральных
органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также
населения о возникших чрезвычайных ситуациях;
22) проведение мероприятий по защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
23) организация работ по ликвидации
чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой
системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению
при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения
к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;
24) непрерывный сбор, анализ и обмен
информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения
работ по ее ликвидации;
25) организация и поддержание
непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их
последствий;
26) проведение мероприятий по
жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.
В режиме чрезвычайного
положения органы управления и силы единой системы функционируют с учетом
особого правового режима деятельности органов государственной власти, органов
местного самоуправления и организаций.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется:
локальной - силами и средствами организации;
муниципальной - силами и средствами органов
местного самоуправления;
межмуниципальной
и региональной -
силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной
ситуации;
межрегиональной
и федеральной -
силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.
При недостаточности
указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства
федеральных органов исполнительной власти.
Ликвидация трансграничной чрезвычайной ситуации осуществляется по решению
Правительства Российской Федерации в соответствии с международными договорами.
Руководители
аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, прибывшие в
зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают полномочия руководителей работ по
ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей работ
по ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенных законодательством Российской
Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, планами
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных органами
государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями
организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Руководители работ по
ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и
организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация,
устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности
действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению
аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Решения руководителей
работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций являются обязательными для всех
граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, если иное не
предусмотрено законодательством Российской Федерации.
1) проведение эвакуационных мероприятий;
2) остановка деятельности организаций,
находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;
3) проведение аварийно-спасательных
работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зоне чрезвычайной
ситуации;
4) ограничение доступа людей в зону
чрезвычайной ситуации;
5) разбронирование в установленном
порядке резервов материальных ресурсов организаций, находящихся в зоне
чрезвычайной ситуации, за исключением материальных ценностей государственного
материального резерва;
6) использование в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации, средств связи и
оповещения, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в
зоне чрезвычайной ситуации;
7) привлечение к проведению работ по
ликвидации чрезвычайных ситуаций нештатных и общественных аварийно-спасательных
формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований,
при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение
аварийно-спасательных работ;
8) привлечение на добровольной основе
населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не
являющихся спасателями, к проведению аварийно-спасательных работ;
9) принятие других необходимых мер,
обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации.
Руководители работ по
ликвидации чрезвычайных ситуаций незамедлительно информируют о принятых ими в
случае крайней необходимости решениях соответствующие органы исполнительной
власти, органы местного самоуправления и организации.
Финансовое обеспечение
функционирования единой системы и мероприятий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и
собственников (пользователей) имущества в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Организации всех форм
собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных
средств.
Финансирование целевых
программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и
обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством
субъектов Российской Федерации.
Выделение средств на
финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций из резервного
фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий осуществляется в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В целях оперативной
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций Министерство Российской Федерации
по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий может использовать в установленном порядке целевой
финансовый резерв по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций на промышленных предприятиях, в строительстве и на транспорте.
Выпуск
материальных ценностей из государственного материального резерва,
предназначенных для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций, осуществляется в соответствии с Федеральным законом
№79-ФЗ от 29 декабря
Тушение пожаров в лесах
осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.