1.7.2. Медицинская и социальная реабилитация участников ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

Медицинская и психологическая реабилитация спасателей, принимавших участие в проведении спасательных работ, осуществляется в медицинских организациях и реабилитационных центрах за счет средств на содержание спасательных служб и формирований.

Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных и нештатных аварийно-спасательных формирований имеют право на совершенствование своих теоретических знаний и профессионального мастерства в рабочее время в установленном порядке.

Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований имеют право на обеспечение питанием при несении дежурства с оплатой расходов за счет средств, выделяемых на содержание аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.

Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, пострадавшие в ходе исполнения обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), имеют право на первоочередное медицинское обслуживание и выплаты в размере среднемесячной заработной платы по основному месту работы.

Спасатели имеют право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В повседневной деятельности режим работы (службы) спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований определяется правилами внутреннего трудового распорядка, графиками дежурств, расписаниями занятий или иных мероприятий по специальной подготовке.

Режим работы спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований в течение рабочего дня и рабочего года определяется действующими медицинскими требованиями и санитарно-гигиеническими нормами.

Время дежурства спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований на дому в режиме ожидания учитывается в размере одной четвертой часа за каждый час дежурства.

При проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций режим работы и продолжительность рабочего дня спасателей могут быть изменены и устанавливаются руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций с учетом характера чрезвычайных ситуаций, особенностей проведения работ по их ликвидации и медицинских рекомендаций.

Спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований ежегодно предоставляется очередной отпуск продолжительностью:

спасателям, имеющим непрерывный стаж работы в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях на должностях спасателей до 10 лет, - 30 суток;

спасателям, имеющим непрерывный стаж работы в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях на должностях спасателей более 10 лет, - 35 суток;

спасателям, имеющим непрерывный стаж работы в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях на должностях спасателей более 15 лет, - 40 суток.

Спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований за участие в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций в течение года предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не более 15 суток из расчета один день отпуска за 24 часа работ.

Спасателям нештатных и добровольных аварийно-спасательных формирований, а также спасателям, не входящим в состав аварийно-спасательных формирований, взамен дополнительного отпуска может выдаваться денежная компенсация в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Оплата труда спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований производится в соответствии с трудовым договором (контрактом).

Размер заработной платы спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований организаций не может быть ниже размера заработной платы работников ведущих рабочих специальностей указанных организаций.

Спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и проживающим совместно с ними членам семей жилые помещения по нормам, предусмотренным жилищным законодательством Российской Федерации, за счет государственного, муниципального или ведомственного жилищных фондов соответственно принадлежности указанных служб и формирований предоставляются в первоочередном порядке.

Условия предоставления жилых помещений спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований организаций определяются трудовым договором (контрактом).

Семьи погибших (умерших) при исполнении должностных обязанностей спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, а также семьи спасателей, привлеченных к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и погибших (умерших) в ходе проведения указанных работ, нуждавшиеся в получении жилья (улучшении жилищных условий), сохраняют право на его получение (улучшение жилищных условий). Жилые помещения указанным семьям предоставляются не позднее чем через шесть месяцев со дня гибели (смерти) спасателей.

Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований имеют право на установку квартирных телефонов по действующим тарифам в первоочередном порядке.

Условия и порядок реализации прав на жилище спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, создаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, устанавливаются нормативными правовыми актами соответствующих органов власти.

Спасатели подлежат обязательному страхованию. Страхование осуществляется за счет средств на содержание спасательных служб и формирований.

Страхование спасателей производится:

при назначении их на должности спасателей в профессиональные аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования;

в случае привлечения в индивидуальном порядке либо в составе нештатных или общественных аварийно-спасательных формирований к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Страховыми событиями для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований являются гибель (смерть) при исполнении ими обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), смерть, наступившая вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период и в связи с исполнением ими обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), а также потеря трудоспособности, наступившая как следствие исполнения указанных обязанностей. При этом в заключении, выдаваемом органами, уполномоченными на то Правительством Российской Федерации, должно содержаться указание о связи страхового события с исполнением застрахованным спасателем обязанностей, возложенных на него трудовым договором (контрактом).

Страховыми событиями для спасателей, привлекаемых к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в индивидуальном порядке либо в составе нештатных или общественных аварийно-спасательных формирований, являются гибель (смерть) в ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, смерть, наступившая вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в ходе проведения указанных работ, а также потеря трудоспособности, наступившая как следствие их участия в проведении указанных работ. При этом в заключении, выдаваемом органами, уполномоченными на то Правительством Российской Федерации, должно содержаться указание о связи страхового события с участием застрахованного спасателя в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Страхование производится на сумму не менее 20000 рублей.

Страхование спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований производят федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, создающие профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования за счет финансовых средств, выделяемых на содержание указанных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.

Страхование спасателей, привлеченных к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в индивидуальном порядке либо в составе нештатных или общественных аварийно-спасательных формирований, производят федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций, привлекшие спасателей к участию в проведении указанных работ, за счет финансовых средств, выделенных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

Выплаты сумм по обязательному бесплатному личному страхованию спасателей в случае наступления страховых событий, указанных в настоящей статье, производятся независимо от выплат по социальному страхованию, социальному обеспечению в порядке возмещения вреда здоровью.

Банки осуществляют операции по зачислению на вклады граждан сумм по обязательному бесплатному страхованию спасателей по вышеизложенным основаниям, перечисляемых (в том числе при открытии счета) на их счета организациями, осуществляющими выплату страховых сумм, а также прием страховых взносов в порядке образования страхового фонда и иных взаиморасчетов по выплаченным страховым суммам по данному виду страхования граждан между организациями, осуществляющими страхование спасателей, без истребования комиссионного вознаграждения.

Сумма средств, израсходованных на страхование спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, относится на себестоимость выполняемых указанными аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями работ или на себестоимость продукции (услуг), производимой (оказываемых) создавшими их организациями.

В случае гибели спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, создаваемых федеральными органами исполнительной власти, наступившей при исполнении ими обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), либо в случае смерти, наступившей до истечения одного года со дня увольнения из аварийно-спасательной службы, аварийно-спасательного формирования, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период и в связи с исполнением ими обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), членам их семей - женам (мужьям), детям, не достигшим возраста 18 лет (учащимся - в возрасте до 23 лет), либо детям старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, отцам и матерям выплачивается из федерального бюджета (в равных долях) единовременное пособие в размере 120 окладов месячного денежного содержания.

В случае получения спасателями профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований при исполнении ими обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, исключающих для них возможность дальнейшей работы в качестве спасателей, им выплачивается единовременное пособие в размере 60 окладов месячного денежного содержания.

В случае гибели спасателей, привлеченных федеральными органами исполнительной власти к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в индивидуальном порядке либо в составе нештатных или общественных аварийно-спасательных формирований, наступившей при проведении указанных работ, либо в случае их смерти, наступившей до истечения одного года со дня окончания их участия в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период и в связи с участием в проведении указанных работ, членам их семей - женам (мужьям), детям, не достигшим возраста 18 лет (учащимся - в возрасте до 23 лет), либо детям старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, отцам и матерям выплачивается из федерального бюджета (в равных долях) единовременное пособие в размере 100000 рублей.

Спасателям, привлеченным к проведению работ федеральными органами исполнительной власти по ликвидации чрезвычайных ситуаций в индивидуальном порядке либо в составе нештатных или общественных аварийно-спасательных формирований, в случае получения ими увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, наступивших при проведении указанных работ и исключающих для них возможность дальнейшей работы в качестве спасателя, выплачивается из федерального бюджета единовременное пособие в размере 50000 рублей.

Все расходы, связанные с подготовкой к перевозке тел, перевозкой тел, погребением спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, погибших при исполнении обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных в период и в связи с исполнением обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), а также расходы по изготовлению и установке надгробных памятников осуществляются за счет финансовых средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, создавших соответствующие профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, в соответствии с установленными ими порядком и нормами.

Все расходы, связанные с подготовкой к перевозке тел, перевозкой тел, погребением спасателей, привлекавшихся к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в индивидуальном порядке либо в составе нештатных или общественных аварийно-спасательных формирований и погибших в ходе проведения указанных работ или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных в период и вследствие участия в проведении указанных работ, а также расходы по изготовлению и установке надгробных памятников осуществляются за счет финансовых средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, создавших соответствующие профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, в соответствии с установленными ими порядком и нормами.

Члены семей спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, погибших при исполнении обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), а также члены семей других спасателей, погибших в период и вследствие участия в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, сохраняют в течение одного года право на социальные гарантии, которыми они, как члены его семьи, пользовались в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пенсионное обеспечение членов семей спасателей по случаю потери кормильца осуществляется в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

Гарантии социальной защиты граждан, не являющихся спасателями, привлекаемых к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций:

В случае крайней необходимости отдельные граждане, не являющиеся спасателями, могут с их согласия привлекаться к участию в проведении аварийно-спасательных работ. Решения о привлечении граждан, не являющихся спасателями, к проведению аварийно-спасательных работ принимают руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций. Граждане, не являющиеся спасателями, при привлечении их к проведению аварийно-спасательных работ подлежат обязательному бесплатному личному страхованию. На них распространяются права, страховые гарантии и льготы, предусмотренные настоящим Федеральным законом для спасателей нештатных и добровольных аварийно-спасательных формирований.

Медицинское наблюдение за спасателями.

В целях своевременного выявления нарушений здоровья и психоэмоционального состояния, утомляемости и снижения профессиональной работоспособности проводятся медицинские осмотры и обследования спасателей:

плановые (углубленные) - 1 раз в год, если по медицинским показаниям не предусмотрены более частые осмотры и обследования;

предэкспедиционные - перед отъездом в район чрезвычайной ситуации;

текущие - ежедневно в ходе ликвидации чрезвычайной ситуации (после окончания рабочей смены);

послеэкспедиционные - не позднее 7 дней после прибытия из района чрезвычайной ситуации к месту постоянной работы.

Плановые, пред- и послеэкспедиционные медицинские осмотры и обследования проводятся в медицинских учреждениях, к которым прикреплен спасатель.

Текущие медицинские осмотры и обследования проводятся штатным медицинским персоналом аварийно-спасательных служб и формирований, медицинским персоналом медицинских формирований и учреждений, расположенных в районе чрезвычайной ситуации, независимо от их ведомственной принадлежности.

Объем медицинских обследований при необходимости может быть расширен. Для проведения обследования спасатели могут быть направлены в специализированные медицинские учреждения.

Медицинская реабилитация спасателей.

Медицинская реабилитация спасателей, и врачей медицины катастроф принимавших участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, представляет собой комплекс мероприятий, направленных на проведение экспертизы и восстановление здоровья, психофизиологического состояния и профессиональной работоспособности.

Медицинская реабилитация спасателей предполагает использование специальных форм и методов профилактики, диагностики и лечения, а также организованного отдыха. Для медицинской реабилитации спасателей могут применяться нетрадиционные методы профилактики, диагностики и лечения, разрешенные Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 1996 г. № 1312 «О порядке бесплатной медицинской реабилитации спасателей в Российской Федерации» и постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 49). Психологическая реабилитация является обязательной составляющей медицинской реабилитации.

Основными принципами медицинской реабилитации спасателей являются:

осуществление права каждого спасателя на проведение медицинской реабилитации;

приоритетное использование медицинских научно-исследовательских и лечебно-профилактических учреждений для проведения медицинской реабилитации спасателей;

 своевременность, последовательность и преемственность проведения медицинской реабилитации спасателей;

 сочетание различных форм и методов медицинской реабилитации спасателей на основе системного и индивидуального подходов.

Основными задачами медицинской реабилитации спасателей являются:

экспертиза здоровья, психофизиологического состояния и профессиональной работоспособности спасателей;

поддержание высокой работоспособности спасателей при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

проведение восстановительной терапии в случаях травм, заболеваний и обострений хронических заболеваний, связанных с участием в ликвидации чрезвычайных ситуаций;

выведение из организма радиоактивных, ядовитых и других вредных веществ;

профилактика и лечение соматических и психоэмоциональных нарушений;

коррекция и нормализация психофизиологического состояния;

восстановление профессиональной работоспособности.

Медицинская реабилитация спасателей осуществляется в следующих формах:

в ходе ликвидации чрезвычайной ситуации (проводится медицинскими формированиями и учреждениями, расположенными в районе чрезвычайной ситуации, независимо от их ведомственной принадлежности);

амбулаторно-поликлиническая; стационарная реабилитация (проводится медицинскими учреждениями, к которым прикреплены спасатели. При отсутствии в указанных учреждениях лечебно-диагностического оборудования, кабинетов и отделений, необходимых для обследования и проведения медицинской реабилитации – другими лечебно-профилактическими учреждениями);

санаторно-курортная (проводится в санаториях и домах отдыха в соответствии с медицинскими показаниями).

На медицинскую реабилитацию направляются принимавшие участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций спасатели, у которых отмечается временное или стойкое нарушение здоровья, психоэмоционального состояния, снижение или утрата профессиональной работоспособности.

К нарушениям здоровья в результате воздействия вредных для человека техногенных, природных и психологических факторов при ликвидации чрезвычайных ситуаций относятся:

ранения (контузии, травмы, увечья);

радиационные и химические поражения;

острые соматические и инфекционные заболевания;

обострение хронических заболеваний;

психоэмоциональные и психосоматические нарушения.

На медицинскую реабилитацию направляются принимавшие участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций спасатели, у которых отмечается временное или стойкое нарушение здоровья, психоэмоционального состояния, снижение или утрата профессиональной работоспособности.

Заключение о необходимости проведения медицинской реабилитации спасателя выдается медицинским учреждением, к которому прикреплен спасатель. Форма медицинской реабилитации устанавливается лечащим врачом или специально назначаемой медицинской комиссией.

В случае отказа спасателя от медицинской реабилитации в его медицинской карте (медицинской книжке) и в протоколе заседания медицинской комиссии делается соответствующая запись.

Для направления на медицинскую реабилитацию спасатель представляет в медицинское учреждение, к которому он прикреплен, следующие документы:

заявление (рапорт);

справка об участии в ликвидации чрезвычайной ситуации.

Критериями выбора формы медицинской реабилитации спасателей являются:

переутомление, психоэмоциональные нарушения и снижение профессиональной работоспособности - для медицинской реабилитации спасателей в ходе ликвидации чрезвычайной ситуации;

незначительные нарушения здоровья и снижение профессиональной работоспособности, возникшие в результате переутомления, психоэмоциональных нагрузок, возникновения острых или обострения хронических заболеваний, не требующие длительных сроков медицинской реабилитации и не приводящие к ухудшению состояния здоровья и осложнениям - для амбулаторно-поликлинической реабилитации;

заболевания и нервно-психические нарушения, требующие специальных методов обследования и лечения в условиях стационара, а также недостаточная эффективность амбулаторно-поликлинической реабилитации - для стационарной реабилитации;

остаточные явления заболеваний и нервно-психических нарушений, пониженная профессиональная работоспособность после проведения реабилитации в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях - для санаторно-курортной реабилитации.

В течение 1 года после участия спасателей в ликвидации чрезвычайной ситуации при наличии медицинских показаний возможно осуществление однократной повторной бесплатной медицинской реабилитации.

На срок проведения медицинской реабилитации и дни проезда к месту реабилитации и обратно (без вычета очередного и дополнительного отпусков) спасателям выдается листок временной нетрудоспособности (военнослужащим - справка об освобождении от исполнения служебных обязанностей).

Расходы, связанные с медицинской реабилитацией спасателей, могут производиться за счет:

средств федерального бюджета (в пределах ассигнований, предусматриваемых соответствующим федеральным органам исполнительной власти на год), бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, фондов и средств федеральных органов исполнительной власти, а также средств предприятий, учреждений и организаций, создающих аварийно-спасательные службы и формирования;

средств, поступивших от реализации договоров между аварийно-спасательными службами (формированиями) и организациями об обслуживании;

резервов финансовых средств, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

страховых фондов;

иных источников в соответствии со статьей 20 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».