2.1 Исторические предпосылки формирования службы медицины катастроф в Российской Федерации.

 

Последние десятилетия ХХ столетия характеризовались для нашей страны не только социальными и экономическими потрясениями, но и тяжелыми природными и техногенными катастрофами на предприятиях химической, нефтяной и газовой промышленности, энергетики, транспорта и других отраслей, которые сопровождались огромными человеческими жертвами и значительным материальным ущербом. Нарастание частоты и масштабов чрезвычайных ситуаций, включающих стихийные бедствия, техногенные катастрофы, межнациональные конфликты, достигло такого уровня, что по числу человеческих жертв, губительному действию на здоровье и благополучие огромных масс населения, на всю окружающую среду их последствия стали сравнимы с итогами многих опустошительных войн. Одновременно стало ясно, что ни одна, даже самая совершенная, система здравоохранения неспособна обеспечить своевременную и исчерпывающую медицинскую помощь пострадавшим. Это явилось убедительной причиной для создания в России службы экстренной медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях.

Во многих странах мира такие службы были созданы раньше в виде общенациональных систем неотложной катастрофной медицины.

В США с 1984 года функционирует служба под названием «Медицинская система при национальных катастрофах». На нее возложена задача медицинского обеспечения населения в условиях крупных технологических катастроф и стихийных бедствий, когда количество нуждающихся в медицинской помощи превышает возможности лечебных учреждений района. Она создана совместными усилиями службы общественного здравоохранения, Министерства обороны, администрации по обеспечению ветеранов, администрации по управлению страной в кризисных ситуациях, а также органов власти штатов и населенных пунктов.

Во Франции оказание медицинской помощи при массовых бедствиях и эпидемиях, в том числе и за пределами страны, возложено на военно-медицинскую службу. В 1986 году в рамках этой службы была создана служба быстрого развертывания для оказания неотложной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях – «военные силы гуманитарной помощи быстрого вмешательства». Эти силы состоят из трех формирований (парашютно-десантные подразделения хирургов и госпитального отделения, подвижный медицинский госпиталь, группа эпидемиологов для проведения противоэпидемических мероприятий) и средств усиления.

Формирование медицинской службы подобного рода с 1965 года имеется в Норвегии (на случай катастроф для помощи иностранным государствам или для Норвежского Контингента Вооруженных Сил ООН). Формирование авиамобильно, срок готовности к вылету - 12 часов.

В Германии с 1968 года предусмотрена единая система защиты в рамках ГО, которая насчитывает свыше 600 тысяч участников для оказания первой помощи в разных сферах деятельности.

В Швейцарии для оказания помощи в случае катастроф создана скоординированная структура, включающая санитарную службу страны, армейскую санитарную службу, общественное здравоохранение, санитарную службу ГО, частные организации.

В Австрии все санитарные службы (в т.ч. военного ведомства) объединены в рамках «Интегрированной санитарной службы». Возможность привлечения армии к работе в очаге катастрофы закреплена в конституции страны.

Таким же образом тесно взаимодействуют санитарные службы в Дании, Нидерландах, Финляндии и других странах.

В нашей стране до недавнего времени оказание помощи пострадавшим при катастрофах официально было возложено на силы гражданской обороны. Попытки адаптировать медицинскую службу гражданской обороны (МСГО) к решению задач по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций мирного времени оказались неудачными, поскольку МСГО изначально ориентирована на действия в условиях военного времени и недостаточно мобильна для быстрого выдвижения и развертывания своих сил и средств во внезапно возникающих очагах чрезвычайных ситуаций, а медицинские работники территориального и местного здравоохранения не имели навыков работы по оперативному переводу системы из повседневного режима работы по принципу «медицинский работник – пациент» на чрезвычайный режим - «медицинский работник – группа пациентов (пострадавших, заболевших)».

Опыт ликвидации последствий Спитакского землетрясения (1988 г.), железнодорожной катастрофы в Башкирии (1989 г.) показал, что формирования ГО приступали к работе в лучшем случае к концу вторых суток с момента катастрофы. Стала очевидной необходимость новых подходов к организации медицинской помощи при катастрофах.

Разработка новых концептуальных подходов к оказанию медицинской помощи при катастрофах и в ходе ликвидации их последствий, новые элементы их реализация послужили основой создания Всероссийской службы медицины катастроф.

Медицина катастроф (МК) является отраслью медицины и представляет собой систему научных знаний и сферу практической деятельности, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья населения при авариях, техногенных катастрофах, стихийных бедствиях и эпидемиях; предупреждение и лечение поражений (заболеваний), возникших при ЧС; сохранение и восстановление здоровья участников ликвидации ЧС.

Для решения этих задач МК изучает:

1)               источники возможных ЧС, которые могут сопровождаться неблагоприятными медико-санитарными последствиями;

2)               характер и закономерности формирования медико-санитарных бедствий и эпидемий;

3)               организацию ликвидации ЧС, определяющую содержание и организацию медико-санитарного обеспечения населения и участников аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также медико-санитарных мероприятий по жизнеобеспечению населения в условиях ЧС;

4)               поражения и заболевания, возникающие при ЧС (причины, механизмы возникновения и развития), эффективные методы и средства их предупреждения, обнаружения и лечения;

5)               влияние экстремальных условий на здоровье и работоспособность человека.

Для решения этих задач МК разрабатывает:

1)              комплексы медико-санитарных мероприятий по недопущению или снижению отрицательных медико-санитарных последствий ЧС;

2)              организационные основы службы медицины катастроф (СМК);

3)              принципы и организацию деятельности СМК в различных режимах готовности, в частности, организацию медико-санитарного обеспечения при ЧС (лечебно-эвакуационного, санитарно-гигиенического, противоэпидемического обеспечения, медицинской защиты и медицинского снабжения);

4)              организацию подготовки и аттестации специалистов СМК, подготовки органов управления, формирований и учреждений;

5)              основы взаимодействия с Министерством РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), другими министерствами и ведомствами, решающими смежные задачи;

6)              методы и средства оказания медицинской помощи и лечения населения, пострадавшего при ЧС, а также его медицинскую защиту;

7)              организацию медико-санитарного обеспечения и реабилитации спасателей;

8)              направления и рекомендации по совершенствованию медико-технического обеспечения СМК;

9)              комплекс медико-санитарных мероприятий по обеспечению деятельности человека в экстремальных условиях.

Принято считать, что медицина катастроф как новое научно-практическое направление медицины и здравоохранения выделилась в 70-х годах XX столетия.

В 1971 г. Генеральной ассамблеей ООН организован Исполнительный комитет ВОЗ по оказанию помощи при стихийных бедствиях (ЮНДРО). В его составе постоянно функционируют сектор здравоохранения в чрезвычайных ситуациях и оперативная группа по стихийным и другим бедствиям. Постоянные комитеты (отделы) по оказанию чрезвычайной помощи имеются во всех региональных бюро ВОЗ.

В 1975 г. в Женеве организовано Международное общество медицины катастроф (МОМК), в которое были приняты около 30 государств. Общество предназначалось для координации и объединения усилий по научной разработке проблем медицины катастроф международного масштаба, научных исследований по направлениям неотложной медицинской помощи пострадавшим и их лечению в условиях массовых поражений, разработки учебных программ по медицине катастроф. Важно отметить, что МОМК готовит и проводит все свои мероприятия совместно с Международной организацией гражданской обороны (МОГО), штаб-квартира которой с 1968 г. находится в Женеве, и другими международными общественными организациями.

В Сан-Марино организован научно-исследовательский центр по медицине катастроф. Создаются и другие национальные и международные ассоциации медицины катастроф.

Международными организациями, работающими в области медицины катастроф и чрезвычайных ситуаций, являются:

• Международное общество медицины катастроф;

• Всемирная ассоциация медицины катастроф и чрезвычайных ситуаций;

• Панамериканская организация здравоохранения;

• Международная организация «Врачи без границ»;

• Центр менеджмента катастроф и оказания гуманитарной помощи «Экселенс»;

• Европейский центр медицины катастроф;

• Отдел медицины катастроф при госпитале в Амстердаме;

• Центр международных систем экстренной медицинской помощи;

• Международная ассоциация индивидуальной и коллективной защиты;

• Чешское общество медицины катастроф и чрезвычайных ситуаций;

• Всемирная организация здравоохранения.

В регионах земного шара организованы Сотрудничающие центры ВОЗ по проблемам медицины катастроф и чрезвычайных ситуаций для выполнения функций, связанных с программой ВОЗ. Среди более чем 120 Сотрудничающих центров ВОЗ - 9 специализируются по вопросам готовности к чрезвычайным ситуациям и оказанию помощи при ликвидации их последствий: в Италии - Сотрудничающий центр ВОЗ по готовности к чрезвычайным ситуациям, организации управления при чрезвычайных ситуациях и лечению пострадавших (1987); в США - Сотрудничающий центр ВОЗ по готовности к катастрофам и гуманитарной деятельности (1988); в Колумбии - Сотрудничающий центр ВОЗ по готовности к чрезвычайным ситуациям и проблемам ликвидации последствий катастроф (1990); в Сан-Марино - Сотрудничающий центр ВОЗ по медицине катастроф (1991); в Бразилии - Сотрудничающий центр ВОЗ по готовности к катастрофам (1992); во Франции - Сотрудничающий центр ВОЗ по готовности к чрезвычайным ситуациям (1992); в Индии - Сотрудничающий центр ВОЗ по готовности к катастрофам (1993); в Швейцарии - Сотрудничающий центр ВОЗ по проблемам здравоохранения беженцев, покинувших места проживания в результате катастроф (1996); в Российской Федерации - Сотрудничающий центр ВОЗ по медицине катастроф и чрезвычайным ситуациям, организованный на базе ВЦМК «Защита» (1996).

В соответствии с Соглашением о взаимодействии в области предупреждения и ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера от 22.01.93 и Решением Совета по сотрудничеству в области здравоохранения Содружества Независимых Государств (СНГ) от 03.06.94 был создан Координационный совет государств - участников СНГ по проблемам медицины катастроф, который является специализированным рабочим и консультативным органом Совета по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ, обеспечивает или непосредственно выполняет в пределах своих функциональных обязанностей его решения.

В России в октябре 1932 г. для защиты населения на случай войны была создана местная противовоздушная оборона (МПВО), в составе которой одной из ведущих являлась медико-санитарная служба.

В июле 1961 г. МПВО была реорганизована в гражданскую оборону (ГО), а медико-санитарная служба - в медицинскую службу гражданской обороны (МСГО). Существующая МСГО как специальная организация в системе здравоохранения была ориентирована в основном на работу в условиях военного времени.

В конце 80-х годов в СССР произошло много крупных ЧС, сопровождавшихся большими человеческими жертвами. Опыт ликвидации их последствий показал, что система здравоохранения, а также МСГО, нацеленная на работу в условиях возникновения очагов массовых санитарных потерь среди мирного населения в военное время, оказались не в состоянии в условиях ЧС мирного времени своевременно и качественно выполнить необходимый комплекс мероприятий медико-санитарного обеспечения. Возникла необходимость, с одной стороны, в научной разработке этой проблемы, а с другой - в создании в стране специальной службы, способной успешно решать задачи медико-санитарного обеспечения населения в ЧС мирного времени.

Начало создания службы медицины катастроф (экстренной медицинской помощи) в СССР было положено постановлением Совета Министров СССР от 07.04.90 № 339 «О создании в стране службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях». В постановлении определялось:

• Министерству здравоохранения СССР - организовать в 1990 г. 6 центров экстренной медицинской помощи, возложив на них подготовку службы к действиям в ЧС, планирование, организацию и проведение научных и опыт конструкторских работ с учетом местных условий; создать при центрах резерв медицинской техники, медикаментов, транспорта, средств связи и других ресурсов;

• организовать в союзных автономных республиках, областях и краевых центрах республиканские и областные (краевые) центры экстренной медицинской помощи;

• Министерству обороны СССР - сформировать в 1990 г. 4 многофункциональных отряда специального назначения;

• осуществить в течение 1990-1991 гг. на местных базах обязательную подготовку всех врачей клинических специальностей по диагностике и оказанию первой врачебной помощи при неотложных состояниях.

В развитие требований этого постановления приказом Министерства здравоохранения СССР от 14.05.90 № 193 были определены организационные принципы создания службы экстренной медицинской помощи на базе действующих и вновь организуемых учреждений здравоохранения, подведена материальная и кадровая основа, обеспечивающая готовность службы к работе в ЧС и необходимую мобильность ее сил и средств к выдвижению в районы ЧС. В структуре службы предлагалось иметь центры экстренной медицинской помощи, специализированные медицинские бригады постоянной готовности (БСМП), станции (отделения) скорой медицинской помощи и станции (отделения) экстренной и планово-консультативной медицинской помощи (санитарная авиация).

В Российской Федерации (в составе СССР) служба экстренной медицинской помощи населению создавалась в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 14.06.90 № 192 «О создании службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях» и приказом Минздрава РСФСР от 11.07.90 № 115 «О создании службы экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях».

В феврале 1991 г. Минздравом СССР утверждено «Положение о службе экстренной медицинской помощи населению страны в чрезвычайных ситуациях». В нем были определены: организационная структура службы на союзном, республиканском, областном (краевом), городском (местном) уровнях; организационные основы медико-санитарного обеспечения в ЧС; общие положения планирования и управления службой; снабжение формирований и учреждений службы различными видами имущества и ее финансирование, а также намечены основные направления научно-исследовательской и организационно-методической работы. Довольно полно в Положении были регламентированы задачи руководящего состава службы различного уровня до возникновения ЧС и в период ликвидации их последствий.

Опыт работы службы экстренной медицинской помощи в СССР в целом и в Российской Федерации в частности подтвердил правильность исходных концептуальных позиций, целесообразность основных принципов организации службы и основ ее деятельности. Вместе с тем были выявлены и существенные недостатки. Главными из них были: разобщенность сил и средств, предназначенных для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, по ведомствам; недостаточная четкость вертикальной структуры службы (федерального, регионального, территориального, местного и объектового уровней); нерешенность вопросов управления службой.

Следует отметить, что большинство требований Положения, в частности по созданию центров экстренной медицинской помощи, резерва различного имущества и некоторые другие, не было выполнено.

Все это заставило искать пути дальнейшего совершенствования службы, предназначенной для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

В постановлении Правительства Российской Федерации от 03.05.94 № 420 «О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами» сохранение жизни и здоровья населения России в условиях ЧС признано важнейшей государственной задачей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. В решении данной проблемы большое внимание уделено подготовке населения, дальнейшему совершенствованию службы медицины катастроф, созданию условий для успешной ее деятельности. Этим постановлением было регламентировано создание единой Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК), функционально объединяющей службы медицины катастроф Минздрава России, Минобороны России, а также медицинские силы и средства МПС (ОАО «РЖД» на сегодняшний день), МВД России, других министерств и ведомств, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. В развитие данного постановления было разработано Положение о Всероссийской службе медицины катастроф, которое было утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.96 № 195.

Правительство Российской Федерации подтвердило приоритетное значение службы медицины катастроф в решении задачи по сохранению жизни и здоровья населения в ЧС. Таким образом, в настоящее время в медицинской науке и в системе здравоохранения нашей страны имеется три самостоятельных направления, занимающихся проблемами медицинского (медико-санитарного) обеспечения в ЧС.

Вопросы медицинского обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации в военное время разрабатывает военная медицина, а комплекс практических мероприятий выполняет медицинская служба Минобороны России.

После ликвидации Федеральных служб ГО во исполнение Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122 сохранившиеся кадровые и материальные ресурсы МСГО получили наименование медицинских сил гражданской обороны здравоохранения (МСГОЗ).

Разработка научных основ медицинского обеспечения населения страны в военное время и выполнение комплекса соответствующих практических мероприятий возложены на МСГОЗ.

Самым «молодым» разделом медицинской науки и отраслью системы здравоохранения являются соответственно медицина катастроф и служба медицины катастроф - теория и практика медико-санитарного обеспечения населения страны в ЧС мирного времени.

В последнее время довольно настойчиво высказываются мнения о целесообразности создания на базе МСГОЗ и службы медицины катастроф единой службы, предназначенной для медико-санитарного обеспечения населения в ЧС мирного и военного времени. Обусловливается это тем, что обе эти службы создаются и возглавляются Минздравсоцразвития России, имеют схожее предназначение и решают во многом одинаковые задачи. В основном аналогичны базы их создания, условия деятельности и применяемые организационные формы медико-санитарного обеспечения. В настоящее время эта проблема изучается, но практического решения еще не нашла.