2.4.1. Организационная структура Всероссийской службы медицины
катастроф.
Постановлением Правительства
РФ от 28 февраля
Служба руководствуется в
своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера», другими федеральными законами, указами и
распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями комиссии ЧС по
предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности, иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с
постановлениями Правительства Российской Федерации от 03.05.94 № 420 «О защите
жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций,
вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами» ВСМК функционально
объединяет силы и средства, предназначенные для ликвидации медико-санитарных
последствий чрезвычайных ситуаций независимо от их ведомственной
принадлежности, организует их взаимодействие и координирует их деятельность, ВСМК
объединяет службы медицины катастроф Минздравсоцразвития России, Минобороны
России, силы и средства Министерства Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,
органы управления, формирования и учреждения Федерального медико-биологического
агентства с входящими в их состав профессиональными и нештатными
аварийно-спасательными медицинскими формированиями, предназначенными для
ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, кинологического центра федерального
государственного учреждения «Федеральный медицинский биофизический центр им.
А.И. Бурназяна», а также предназначенные для ликвидации медико-санитарных
последствий ЧС силы и средства МВД, Российской академии медицинских наук с
входящими в их состав профессиональными и нештатными аварийно-спасательными
медицинскими формированиями и ОАО «РЖД», других федеральных органов
исполнительной власти. Служба организована на федеральном,
межрегиональном, региональном, муниципальном и локальном (объектовом) уровнях.
На каждом уровне служба имеются органы управления, формирования и учреждения.
Руководителем Службы является Министр здравоохранения и социального развития
Российской Федерации.
Федеральный уровень ВСМК (в
масштабе Российской Федерации) включает:
1)
Всероссийский
центр медицины катастроф «Защита» Минздравсоцразвития России (ВЦМК «Защита») с
входящими в него штатными формированиями и учреждениями;
2)
Федеральное
медико-биологическое агентство;
3)
Федеральная
служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
4)
Федеральный
центр гигиены и эпидемиологии со специализированными формированиями и
учреждениями Роспотребнадзора и Федеральное управление «Медбиоэкстрем»;
5)
ГВМУ
и медицинские формирования и учреждения центрального подчинения Минобороны России;
6)
силами
и средствами формирований и учреждений Министерства Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий, предназначенными и выделяемыми (привлекаемыми) для
ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
7)
учреждения
и формирования центрального подчинения МВД России, Российской академии
медицинских наук, ОАО «РЖД», других министерств и ведомств, предназначенные для
участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
Кроме
того, в интересах ВСМК используются нештатные формирования (медицинские
подразделения (группы, бригады и др.), формируемые на базе больниц, поликлиник,
станций скорой медицинской помощи, центров гигиены и эпидемиологии, не входящие
в штаты центров медицины катастроф и выполняющие задачи в системе ВСМК),
клинические базы Минздравсоцразвития России, других министерств и ведомств, а
также научные базы, предназначенные для ликвидации медико-санитарных
последствий ЧС, оказания экстренной и консультативной, скорой и неотложной
медицинской помощи населению (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 - Организация ВСМК федерального уровня
Межрегиональный уровень ВСМК (в
масштабе региона) представлен:
1)
филиалами
ВЦМК «Защита» (МРЦМК) с входящими в них штатными формированиями и учреждениями
в федеральных округах (Северо-Западный, Центральный, Южный, Приволжский,
Уральский, Сибирский, Дальневосточный);
2)
межрегиональными
центрами гигиены и эпидемиологии по чрезвычайным ситуациям в Москве и
Новосибирске и центрами гигиены и эпидемиологии регионального уровня с
входящими в них формированиями;
3)
формированиями
на межрегиональном уровне Минобороны, МВД, МЧС России и ОАО» РЖД» России,
других министерств и ведомств, предназначенными для участия в ликвидации
медико-санитарных последствий ЧС, а также клиническими и научными базами
(рисунок
2.2).
Рисунок 2.2 - Организация ВСМК межрегионального уровня
Региональный уровень ВСМК (в масштабе территории субъектов Российской
Федерации - республик, краев, областей, национальных округов, гг. Москвы и
Санкт-Петербурга) представлен:
1)
территориальными
центрами медицины катастроф с входящими в них штатными формированиями;
2)
центрами
гигиены и эпидемиологии территориального уровня с входящими в них формированиями;
3)
нештатными
формированиями ВСМК;
4)
формированиями
Минобороны, МВД и ОАО «РЖД» России, других ведомств, расположенными на данной
территории и предназначенными для участия в ликвидации медико-санитарных
последствий ЧС;
5)
клиническими
базами, предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и
оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению (рисунок 2.3).
Рисунок 2.3 - Организация ВСМК регионального уровня
Муниципальный уровень ВСМК (в масштабе отдельных районов, городов,
городских районов, муниципальных образований) включает:
1)
центры
медицины катастроф (там, где они создаются) или станции (подстанции) скорой
медицинской помощи (с входящими в них и формируемыми в других ЛПУ
формированиями), выполняющие функции органов управления службы медицины катастроф;
2)
центры
гиены и эпидемиологии в городах и районах, формирующие
санитарно-эпидемиологические бригады и группы эпидемиологической разведки;
3)
формирования
постоянной готовности военно-медицинских учреждений, формирования органов МВД,
ОАО «РЖД» России, учреждения Федерального управления медико-биологических и
экстремальных проблем при Минздравсоцразвития России, другие федеральные органы
исполнительной власти, участвующие в соответствии с возложенными на них обязанностями
в ликвидации ЧС;
4)
лечебно-профилактические
учреждения, предназначенные для медико-санитарного обеспечения в ЧС, включая
станции (подстанции) скорой медицинской помощи (рисунок 2.4).
Рисунок 2.4 - Организация ВСМК муниципального уровня
Локальный уровень ВСМК (в
масштабе объекта) включает:
1)
должностных лиц по медико-санитарному обеспечению
объекта в ЧС;
2)
медицинские формирования; подразделения
санитарно-эпидемиологического надзора;
3)
лечебно-профилактические учреждения, предназначенные
для медико-санитарного обеспечения в ЧС (рисунок 2.5).
Рисунок 2.5 - Организация ВСМК локального уровня
При создании и совершенствовании ВСМК особое внимание
уделяется региональному, муниципальному и локальному (объектовом) уровням службы,
так как именно от готовности и успеха работы этих уровней зависит эффективность
медико-санитарного обеспечения населения в различных ЧС. Следует отметить, что
данная тенденция имеет место во всей РСЧС.
На
всех уровнях ВСМК на базе медицинских образовательных,
научно-исследовательских, лечебно-профилактических и санитарно-профилактических
учреждений создаются нештатные формирования (отряды, бригады, группы).
Обеспечение их готовности к работе возлагается на руководителей соответствующих
учреждений, при возникновении чрезвычайных ситуаций они поступают в оперативное
подчинение органов управления ВСМК соответствующего уровня.
В зависимости от обстановки различают 3 режима функционирования
ВСМК: повседневная деятельность, повышенная готовность и чрезвычайная
ситуация. Решение о введении режимов повышенной готовности
и чрезвычайной ситуации принимают федеральные органы исполнительной власти,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления, руководители объектов.
Непосредственно
при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций используются
все находящиеся в зоне ЧС лечебно-профилактические, санитарно-гигиенические,
противоэпидемические и аптечные учреждения независимо от их ведомственной
принадлежности. Координация подготовки и взаимодействия органов управления, а
также использования формирований и учреждений, входящих в состав ВСМК,
возлагается на службу медицины катастроф Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации, которая должна обеспечить:
1)
разработку научно-методических принципов
деятельности Службы;
2)
подготовку, повышение квалификации и аттестацию специалистов
Службы (Приказом Минздрава РФ от 23 марта
3)
разработку методических основ подготовки населения
к оказанию первой помощи при чрезвычайных ситуациях;
4)
руководство силами и средствами, участвующими в
ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
Организационно-методическое
руководство планированием медико-санитарного обеспечения населения в
чрезвычайных ситуациях осуществляет Министерство здравоохранения и социального
развития Российской Федерации. Финансирование Службы осуществляется за счет
средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных
бюджетов, средств заинтересованных организаций с учетом соответствующих федеральных
целевых программ. Резерв финансовых и материально-технических ресурсов
(медицинского, санитарно-хозяйственного, специального имущества и оборудования)
создается: в составе государственного резерва, предназначенного для обеспечения
первоочередных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций, - за счет средств
федерального бюджета; на федеральном и региональном уровнях - за счет средств
федеральных органов исполнительной власти, силы и средства которых входят в
состав Службы; резерв субъекта Российской Федерации - за счет средств бюджета
соответствующего субъекта Российской Федерации; резерв местного уровня - за
счет средств местного бюджета; объектовый резерв - за счет собственных средств
организации. Порядок создания, расходования, номенклатура и объемы резервов финансовых
и материально-технических ресурсов определяются органом (организацией), их создающим.