2.4.2. Органы управления Всероссийской службой медицины катастроф.

 

Управление силами и средствами здравоохранения, привлекаемыми дли ликвидации последствий ЧС. Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК) является многоуровневой (федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный, локальный уровни) многофункциональной системой. На каждом уровне в состав ВСМК входит значительное число органов управления, учреждений и формирований. Для подготовки этой системы к решению возлагаемых на нее задач и их успешного выполнения необходимо эффективное постоянное оперативное управление.

Управление силами и средствами здравоохранения, привлекаемыми для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, это целенаправленная деятельность начальников (руководителей) и органов управления здравоохранением, начальников (руководителей) формирований (учреждений) по поддержанию готовности системы здравоохранения, подготовке ее к решению поставленных задач и руководству подчиненными силами и средствами в ходе их выполнения.

Организация управления ВСМК при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС зависит главным образом от характера и масштабов ЧС. Как показал опыт ликвидации медико-санитарных последствий ЧС последнего десятилетия, именно от стройной системы управления зависит эффективность работы органов управления, учреждений и формирований функциональной подсистемы ВСМК в районе ЧС.

Органами управления функциональной подсистемы являются:

на федеральном уровне – Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС) Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

на региональном и муниципальном уровнях – представители соответствующего органа управления здравоохранением, входящие в состав КЧС органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

на  локальном (объектовом) уровне – КЧС организации (учреждения).

Соответственно, постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы являются:

на федеральном уровне – Всероссийский центр медицины катастроф «Защита», входящий в его состав штаб ВСМК; подразделения Федеральной службы Роспотребнадзора и ФМБА, уполномоченные на решение задач по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

на межрегиональном уровне – филиалы ВЦМК «Защита» и региональные центры медицины катастроф (ЦМК);

на региональном уровне – территориальные центры медицины катастроф (ТЦМК); подразделения Роспотребнадзора, уполномоченные на решения задач по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

на муниципальном уровне – структурные подразделения (должностные лица) органов управления здравоохранением, уполномоченные на решение задач по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

на локальном (объектовом) уровне – должностные лица медицинских организаций, уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС в соответствии со своими должностными обязанностями.

Для оперативного и эффективного управления органы управления различных уровней должны быть обеспечены современными средствами обмена информацией, которые позволяют осуществлять устойчивое управление силами и средствами. Так в практику деятельности управленческих структур ВСМК активно внедряются современные технологии. В частности, в штабе ВСМК развернут центр управления, который оборудован современными каналами связи со взаимодействующими органами управления других заинтересованных министерств и ведомств, а также с региональными органами управления здравоохранением и службой медицины катастроф (СМК). При планировании медицинского обеспечения населения используется геоинформационная система (ГИС), базы данных с характеристиками лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), функционирующих на территории России, потенциально опасных объектах, а также программное обеспечение для решения ситуационных задач при различных ЧС.

Для сокращения времени реагирования на ЧС и более тесного взаимодействия с силами других оперативных служб, участвующих в ликвидации последствий ЧС, органы управления и учреждения здравоохранения муниципального уровня интегрируют в системы единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС), использование которой, кроме сокращения времени реагирования на ЧС, предусматривает комплексный подход к ликвидации последствий ЧС и рациональное использование имеющихся сил и средств различных ведомств.

Новые экономические отношения требуют использовать имеющиеся силы и средства, отказываться от дублирования действий и содержания, неоправданно завышенных объемов материальных запасов «на всякий случай». Поэтому одним из важных аспектов управления является организация взаимодействия сил и средств различных ведомств, принимающих участие в ликвидации последствий ЧС по следующим основным направлениям:

·                  мониторинг и прогнозирование последствий возможных ЧС;

·                  взаимный информационный обмен по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС;

·                  согласование решений о выделении оптимальных сил и средств для предупреждения и ликвидации ЧС;

·                  согласование совместных действий по вопросам медицинского обеспечения населения в районе ЧС;

·                  координация проведения лечебно-эвакуационных мероприятий в районе ЧС;

·                  обеспечение мероприятий по сохранению здоровья личного состава аварийно-спасательных подразделений и других лиц, участвующих в ликвидации последствий ЧС;

·                  создание и использование резервов, необходимых для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

·                  проведение совместных тренировок и учений по актуальной тематике.

Детально, на каждом уровне управления выделяют следующие органы управления.

На федеральном уровне органом управления является ВЦМК «Защита» Минздравсоцразвития России. ВЦМК «Защита» - государственное многопрофильное головное учреждение службы медицины катастроф Минздравсоцразвития России особого типа, выполняющее функции органа управления ВСМК и службы медицины катастроф Минздравсоцразвития России федерального и регионального уровней, образовательного, научно-исследовательского и лечебно-профилактического учреждения. Основными его подразделениями являются: управление; штаб ВСМК с центром управления в кризисных ситуациях, филиалы ВЦМК «Защита» (в семи федеральных округах (в особых случаях по решению Минздравсоцразвития России филиалы могут создаваться в отдельных субъектах Российской Федерации)); клиника медицины катастроф с полевым многопрофильным госпиталем (ПМГ); Центр авиамедицинской эвакуации и экстренной медицинской помощи; управление лечебно-профилактического обеспечения и профессиональной экспертизы; Институт проблем медицины катастроф и подготовки кадров с центрами подготовки специалистов авиамедицинских бригад и преподавателей по обучению приемам оказания первой помощи (с входящими в него кафедрами и научно-исследовательскими лабораториями); Центр медицинской экспертизы и реабилитации участников ликвидации последствий ЧС; отдел медико-технических проблем экстремальной медицины; отдел организации медицинской помощи при радиационных авариях; отдел организации медицинской помощи при химических авариях; отдел информационного обеспечения и научно-технической информации; отдел организации выставочной деятельности; отдел международных связей; отдел медицинского снабжения со складом резерва Минздравсоцразвития России для ЧС и другие подразделения.

Научно-практические подразделения разрабатывают предложения по государственной политике в области медицины катастроф по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, осуществляют разработку и организуют выполнение федеральных целевых и научно-исследовательских программ по совершенствованию и повышению готовности ВСМК. В ВЦМК «Защита» действуют Ученый совет, секции Ученого совета по основным направлениям научной деятельности центра, диссертационный совет по специальности 05.2602 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях (медицина катастроф)».

На федеральном уровне постоянно действующим органом управления, выполняющим одновременно функции органа повседневного управления является Штаб Всероссийской службы медицины катастроф (Штаб ВСМК), который выполняет следующие функции:

·                  стратегическое планирование медико-санитарного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях;

·                  координация и оперативно-тактическое руководство при ликвидации медико- санитарных последствий чрезвычайных ситуаций деятельностью службы медицины катастроф Минздравсоцразвития России, службы медицины катастроф Минобороны России, а также сил и средств иных федеральных органов исполнительной власти, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций:

·                  организационно-техническое обеспечение работы Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Минздравсоцразвития России.

Свою работу Штаб ВСМК осуществляет на основе решений Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Минздрава России, приказов и указаний Минздравсоцразвития России, решений начальника Штаба ВСМК, принятых в пределах его компетенции, а также приказов и указаний МЧС России при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Штаб ВСМК осуществляет координацию подготовки и взаимодействия органов управления, а также использования формирований и учреждений, входящих в состав ВСМК на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях.

В составе Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» Штаб ВСМК структурно включает в свой состав следующие основные подразделения: руководство штаба, центр управления в кризисных ситуациях, оперативное управление, управление организации медицинского обеспечения в ЧС, управление по работе с регионами, управление организации медицинского обеспечения населения в особый период, управление организации медицинской защиты населения от экстремальных факторов и др.

Перевод Штаба из режима повседневной деятельности в режим повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации осуществляется по решению Минздравсоцразвития России, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также начальника штаба ВСМК.

Начальником Штаба ВСМК является директор Всероссийского центра медицины катастроф «Защита». В состав Штаба входят представители Минздравсоцразвития России, Федерального медико-биологического агентства, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, по согласованию - Российской академии медицинских наук, Минобороны России, МЧС России, МВД России, иных федеральных органов исполнительной власти, принимавших участие в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

Штаб ВСМК входит в состав Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» Минздравсоцразвития России, который является государственным учреждением здравоохранения особого типа и осуществляет организационное и материальное обеспечение деятельности штаба, методическое обеспечение деятельности территориальных центров медицины катастроф и системы подготовки кадров Всероссийской службы медицины катастроф.

Таким образом, на ВЦМК «Защита» и Штаб ВСМК возложены функции обеспечения готовности Всероссийской службы медицины катастроф и службы медицины катастроф Минздрава России к своевременному реагированию и эффективному оказанию медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях.

ВЦМК «Защита» издает журнал «Медицина катастроф», сериальное издание «Библиотека Всероссийской службы медицины катастроф», совместно с ВИНИТИ РАН выпускает информационный сборник «Медицина катастроф. Служба медицины катастроф».

Постоянным (штатным) органом военного управления службой медицины катастроф Минобороны России является Главное военно-медицинское управление.

В МВД России для организации мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС имеется управление по чрезвычайным ситуациям, а в медицинском управлении - группа организации медицинской помощи в ЧС.

В ОАО «РЖД» России общую координацию и контроль за проведением необходимых лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в ЧС на железных дорогах осуществляет Департамент здравоохранения ОАО «РЖД» России через отдел оперативно-распорядительной службы.

На межрегиональном уровне органами управления службы медицины катастроф являются филиалы ВЦМК «Защита». Они обеспечивают выполнение задач ВЦМК «Защита» на региональном и территориальном уровнях, мероприятий в области защиты жизни и здоровья населения, его медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий ЧС.

Статусом юридического лица филиалы ВЦМК «Защита» не обладают.

Главными обстоятельствами, определяющими целесообразность существования регионального уровня службы, являются, во-первых, наличие такого уровня в РСЧС и, во-вторых, совпадение границ регионов с границами федеральных округов. Это позволяет соблюсти вертикаль управления ВСМК как подсистемы РСЧС и успешно взаимодействовать с силами и средствами медицинской службы военного округа.

В своей деятельности филиал ВЦМК «Защита», как уже указывалось, выполняет функции штаба ВСМК региона и подчиняется ВЦМК «Защита». По оперативно-техническим вопросам в пределах выполняемых задач межрегиональный центр медицины катастроф руководствуется документами полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России.

По оперативно-тактическим вопросам в пределах выполняемых задач филиал руководствуется документами регионального центра по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Организационно-штатная структура межрегионального центра, перечень, количество, состав формирований службы медицины катастроф и клинической базы центра определяются с учетом прогнозируемой медико-тактической обстановки, материально-технических и кадровых возможностей региона и утверждаются Минздравсоцразвития России.

Основными подразделениями региональных филиалов ВЦМК «Защита» являются: штаб, подвижный медицинский отряд с бригадами специализированной медицинской помощи, отдел медицинского снабжения, отдел материально-технического и транспортного обеспечения.

Филиал ВЦМК «Защита» осуществляет взаимодействие с имеющимися на территории региона органами управления, формированиями и учреждениями Минобороны, МЧС, Роспотребнадзора, МВД, ОАО «РЖД» России и других федеральных органов исполнительной власти, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации последствий ЧС.

Органами управления, силами и средствами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека являются управления в федеральных округах; на (меж-) региональном уровне – центры гиены и эпидемиологии; на территориальном уровне – центры гигиены и эпидемиологии города (района).

На региональном уровне органом управления службой медицины катастроф является территориальный центр медицины катастроф (ТЦМК) - учреждение здравоохранения Российской Федерации особого типа с правом юридического лица. Он подчиняется руководителю территориального органа управления здравоохранением, а по оперативно-тактическим вопросам в пределах выполняемых задач ТЦМК руководствуется документами территориального штаба (управления, комитета) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

База создания и организационно-штатная структура ТЦМК утверждаются по представлению руководителя органа управления здравоохранением органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Как правило, в составе ТЦМК имеются: администрация, оперативно-диспетчерский и организационно-методический отделы, отделы медицинского снабжения и материально-технического обеспечения, а также штатные формирования - бригады специализированной медицинской помощи, подвижной госпиталь (отряд), отделение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи населению (санитарная авиация), а также нештатные формирования службы медицины катастроф.

Подвижные формирования (госпиталь, отряд) создаются на клинической базе центра медицины катастроф. Они предназначены для оперативного выдвижения в зону ЧС, оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи пострадавшему населению. В режиме повседневной деятельности клиническая база центра обеспечивает оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи в районе постоянной дислокации и экстренной консультативной медицинской помощи населению.

ТЦМК выполняет функции штаба службы медицины катастроф территории, осуществляет взаимодействие с органами управления, формированиями и учреждениями других министерств и ведомств, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации последствий ЧС на территории данного субъекта Российской Федерации, руководит службами медицины катастроф местного и объектового уровней. Они обязаны поддерживать в постоянной готовности к работе силы и средства службы медицины катастроф территориального, местного и объектового уровней.

Типовая организация и задачи филиала ВЦМК «Защита» и территориального центра медицины катастроф определены приказом Минздрава России от 21.07.96 № 261.

На муниципальном уровне функции органов управления службы медицины катастроф выполняют центры медицины катастроф местного уровня (там, где они создаются), заместители главных врачей центральных районных (городских) больниц, руководители станций (подстанций) скорой медицинской помощи.

Органами управления силами и средствами Госсанэпиднадзора России на местном уровне являются центры гигиены и эпидемиологии в городах и районах.

На локальном (объектовом) уровне управление службой медицины катастроф осуществляется специально назначенными должностными лицами по делам ГОЧС.