2.7. Режимы функционирования Всероссийской службы медицины катастроф.
В соответствии с
положениями, принятыми РСЧС, ВСМК организует свою работу в соответствии с тремя
режимами функционирования: повседневной деятельности, повышенной готовности и
чрезвычайной ситуации.
Режим повседневной деятельности ВСМК включает следующие основные
мероприятия:
•
участие в организации и осуществлении наблюдения за средой обитания населения и
обстановкой на потенциально опасных объектах в плане возможных
медико-санитарных последствий ЧС, снижения воздействия на здоровье населения
при их возникновении, участие в повышении уровня медицинской защиты населения и
в его обучении правилам профилактики поражений и оказания первой помощи;
•
планирование медико-санитарного обеспечения населения при возникновении ЧС;
•
организация и обеспечение постоянного эффективного функционирования
дежурно-диспетчерской службы;
•
обеспечение готовности отделений экстренной и консультативной медицинской
помощи населению и организация их работы;
•
организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических
мероприятий, направленных на предупреждение возникновения эпидемических очагов;
•
создание и поддержание готовности органов управления, формирований и учреждений
службы, совершенствование подготовки ее личного состава;
•
поддержание взаимодействия между входящими в службу медицины катастроф данного
уровня органами управления, формированиями и учреждениями;
•
создание резервов медицинского имущества, его накопление, освежение, контроль
за хранением и правильным использованием;
•
разработка и реализация комплекса мероприятий по материально-техническому
обеспечению службы и его совершенствованию, включающему оснащение формирований
и учреждений необходимыми материальными средствами и техническими
приспособлениями, позволяющими организовать работу в условиях любых ЧС;
•
создание, поддержание на установленном уровне, контроль за использованием
финансовых и материально-технических ресурсов, предназначенных для обеспечения
работы службы;
•
участие в медицинской подготовке личного состава аварийно-спасательных
формирований РСЧС.
Мероприятия
режима повседневной деятельности должны обеспечить быстрый и полноценный
переход в другие режимы функционирования. При их выполнении следует учитывать
следующие положения.
Наблюдение
за средой обитания населения и обстановкой на радиационно-, химически-,
взрыво-, пожароопасных и других объектах, на которых существует опасность
аварий и катастроф, обеспечивает заблаговременное прогнозирование возможной
обстановки на случай их возникновения. При этом особое место отводится оценке
возможных медико-санитарных последствий, характера и масштабов вероятного
поражения населения, воздействия поражающих факторов на учреждения
здравоохранения, санитарно-гигиенического и эпидемического состояния зоны
(района) ЧС. Основная роль в наблюдении и прогнозировании возможной обстановки
принадлежит органам МЧС России на объектовом, местном и территориальном
уровнях. В этой работе активное участие должны принимать штабы по делам ГОЧС объектов
здравоохранения, местные и территориальные центры медицины катастроф, центры гигиены
и эпидемиологии, специализированные учреждения Федерального управления
медико-биологических и экстремальных проблем при Минздравсоцразвития России,
учреждения здравоохранения министерств и ведомств, расположенных в границах
данной территории (данного населенного пункта, объекта). Конкретное содержание
работы определяется особенностями изучаемой территории, наличием и характером
потенциально опасных объектов, наличием сил и средств ВСМК.
Уровень
медицинской защиты населения находится в прямой зависимости от обеспеченности
медицинскими средствами защиты, своевременности выдачи и умения населения их
использовать, а также от обученности правилам поведения в очагах ЧС, способам
профилактики поражений, оказания первой помощи себе и окружающим.
Решение
задач, возлагаемых на ВСМК, организованный переход от одного режима
функционирования к другому осуществляются в соответствии с планом
медико-санитарного обеспечения населения в ЧС.
В
масштабе субъекта Российской Федерации планы медико-санитарного обеспечения
населения в ЧС разрабатываются на территориальном, местном и объектовом (на
объектах экономики) уровнях. Объектами здравоохранения (больницы, поликлиники и
др.) разрабатываются планы их действий в ЧС.
Эти
документы являются основой управления; они определяют возможные условия
деятельности службы медицины катастроф данного уровня (объектов
здравоохранения) в различных ЧС, состав и количество создаваемых сил службы,
порядок их обеспечения имуществом, транспортом, а следовательно, и объемы
финансирования проводимых мероприятий по обеспечению готовности службы медицины
катастроф.
Дежурно-диспетчерская
служба ВСМК представлена соответствующими подразделениями (должностными лицами)
территориальных (региональных) центров медицины катастроф, дежурным персоналом
учреждений здравоохранения. Она имеет средства связи и соответствующие
документы по управлению в ЧС. Основные задачи дежурно-диспетчерской службы ВСМК
- своевременное получение информации о возникновении ЧС, доведение ее до
руководства, обеспечение связи с взаимодействующими органами и учреждениями
службы медицины катастроф, оповещение и сбор руководящего состава и персонала
службы, постоянное изучение обстановки в ЧС, своевременный доклад руководству
службой и реагирование на изменение обстановки, Конкретно задачи
дежурно-диспетчерской службы определяются в зависимости от сложившейся
обстановки, особенностей территории (региона), задач, поставленных руководством
службы.
Отделения
экстренной и консультативной медицинской помощи (санитарная авиация) являются
постоянно действующими подразделениями службы медицины катастроф. Они выполняют
свои непосредственные задачи в соответствии с предназначением и одновременно с
этим проводят мероприятия по подготовке к действиям в ЧС, определяют порядок
использования специалистов и санитаркой авиации при ликвидации медико-санитарных
последствий ЧС.
Ведущая
роль в проведении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий
принадлежит центрам гигиены и эпидемиологии и подведомственным им учреждениям и
формированиям. На них возлагается обеспечение территориального центра медицины
катастроф своевременной информацией о санитарно-гигиенической и
эпидемиологической обстановке на обеспечиваемой территории (населенный пункт,
объект), проводимых мероприятиях по предупреждению возникновения массовых
инфекционных заболеваний среди населения, разработке предложений по организации
мероприятий в зонах возникших ЧС. Территориальные центры Роспотребнадзора
являются ведущими по отношению к противоэпидемическим учреждениям
ведомственного подчинения, входящим в службу медицины катастроф и расположенным
в границах территории субъекта Российской Федерации.
Готовность
органов управления, формирований и учреждений службы обеспечивается
комплектованием их подготовленными кадрами, систематическим проведением
подготовки к действиям в ЧС, практическим участием в ликвидации
медико-санитарных последствий ЧС и накоплением опыта работы в экстремальных
условиях, обеспеченностью необходимым имуществом. Сроки их приведения в
готовность определяются в зависимости от местных условий деятельности службы
медицины катастроф субъектов Российской Федерации. Во всех случаях служба
должна приступить к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС в максимально
короткое время. Это требование должно быть положено в основу ее подготовки и
работы.
Взаимодействие
организуется на основе разработанных и согласованных планов. Залог успеха
подготовки и деятельности службы во многом зависит от четкого и постоянного
взаимодействия, во-первых, с органами управления и формированиями РСЧС,
во-вторых, между ведомственными управлениями и формированиями, входящими в
ВСМК, в-третьих, между органами управления здравоохранения и ВСМК, а также
формированиями, участвующими в ликвидации конкретных ЧС. При этом
предусматривается координация деятельности (конкретные мероприятия, определение
их объема и сроков выполнения) по подготовке органов управления и формирований,
совместное использование сил и средств при ликвидации медико-санитарных
последствий ЧС, разработка документов, обобщение опыта работы и др.
При
создании резерва медицинского имущества руководствуются Положением об
организации медицинского снабжения формирований и учреждений службы медицины
катастроф, утвержденным Минздравом России в
В
соответствии с Положением о Всероссийской службе медицины катастроф
финансирование службы медицины катастроф различных уровней осуществляется за
счет средств федерального бюджета (федеральный и региональный уровень),
бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств
организаций, объектов экономики. Порядок создания, расходования, номенклатура и
объемы резервов финансовых и материально-технических средств определяются
создающим их органом (организацией).
Необходимость
медицинской подготовки персонала аварийно-спасательных формирований
регламентирована приказом МЧС России от 11.07.94 № 373. Личному составу
спасательных формирований предписана обязательная подготовка и приобретение
навыков по оказанию первой помощи пораженным и их выносу (вывозу) из очага ЧС.
В режиме повышенной готовности ВСМК выполняет следующие основные
мероприятия:
•
оповещение о введении режима повышенной готовности и сбор личного состава
органов управления, формирований и учреждений службы медицины катастроф;
•
усиление дежурно-диспетчерской службы, перевод при необходимости на
круглосуточную работу (частично или полностью) персонала центров медицины
катастроф, создание оперативных групп, их обеспечение транспортными средствами
и связью;
•
анализ причин, обусловивших введение
режима повышенной готовности, прогнозирование возможного развития обстановки и
подготовка предложений председателю комиссии по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности службы медицины
катастроф по содержанию и организации мероприятий;
•
уточнение планов медико-санитарного обеспечения населения в ЧС с учетом
возникшей обстановки и прогноза ее изменений, уточнение запланированных
мероприятий; участие в подготовке населения к действиям при возникновении
возможной ЧС;
·
уточнение
потребности в медицинских средствах индивидуальной защиты, подготовка к их
выдаче личному составу службы медицины катастроф и населению, обучение порядку
их применения;
•
проверка готовности к использованию материально-технических ресурсов и резервов
медицинского имущества и их пополнение; проведение мероприятий по сокращению сроков
выдачи имущества медицинским формированиям службы, пополнению недостающим
оснащением;
•
уточнение планов взаимодействия с формированиями РСЧС, а также между органами
управления, учреждениями и организациями министерств и ведомств, силы которых
входят в состав службы медицины катастроф;
•
усиление наблюдения за санитарно-гигиенической и эпидемиологической
обстановкой, прогнозирование возможности возникновения массовых инфекционных
заболеваний, анализ информации о санитарно-эпидемиологической обстановке на
территории возможной ЧС, разработка предложений по организации и проведению
комплекса противоэпидемических мероприятий по предупреждению возникновения
массовых инфекционных заболеваний и их ликвидации.
Все
мероприятия, проводимые службой при введении режима повышенной готовности,
направлены на сокращение сроков достижения полной ее готовности к ликвидации
возможной ЧС.
Решение
о введении режима повышенной готовности принимает начальник ВСМК данного уровня
(руководитель органа здравоохранения) на основе указаний руководителя органа
исполнительной власти этого уровня. При этом в зависимости от характера и
масштаба ЧС определяются содержание, объем, сроки и порядок выполнения
упомянутых и других мероприятий. В частности, уточняется заблаговременно
разработанный план оповещения и сбора личного состава службы (только
руководящего состава или всего персонала органа управления, личного состава
только определенных или всех формирований и учреждений и т.д.).
Основным
источником информации об обстановке являются соответствующие органы управления
МЧС России и учреждения здравоохранения, расположенные в зоне или вблизи зоны
возможной ЧС. Для уточнения обстановки в эту зону может направляться
оперативная группа службы медицины катастроф, представители службы могут направляться
в органы управления МЧС России.
В
режиме повышенной готовности организуется обмен информацией по обстановке,
состоянию готовности сил и средств к проведению мероприятий по ослаблению
воздействия поражающих факторов источника возможной ЧС, совместному
использованию формирований и учреждений различных министерств и ведомств при
возникновении ЧС.
Для обеспечения
круглосуточной работы органов управления в режиме повышенной готовности
дежурно-диспетчерская служба усиливается персоналом из других подразделений
центра, вводится в действие график посменной работы из расчета по 12 ч в сутки.
В режиме чрезвычайной ситуации служба проводит следующие основные
мероприятия:
•
оповещение личного состава органов управления, формирований и учреждений службы
медицины катастроф о введении режима чрезвычайной ситуации;
•
сбор информации об обстановке в районе (зоне) ЧС, ее оценка и доклад
председателю комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и
обеспечению пожарной безопасности службы медицины катастроф, внесение предложений
по организации медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации
последствий ЧС;
•
введение в действие (по указанию председателя комиссии по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности службы
медицины катастроф) соответствующих разделов (положений) плана
медико-санитарного обеспечения населения (с учетом характера ЧС);
•
немедленное выдвижение в зону ЧС оперативных групп центра медицины катастроф
(органов управления здравоохранения), формирований и учреждений службы;
•
организация взаимодействия с аварийно-спасательными и другими формированиями
РСЧС, работающими в зоне (очаге) ЧС, участие в оказании пораженным медицинской
помощи и их эвакуация из зоны (очага) ЧС;
•
организация и осуществление мероприятий медико-санитарного обеспечения
(лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических, а также
по снабжению медицинским имуществом), возлагаемых на службу медицины катастроф;
•
организация и осуществление медико-санитарного обеспечения личного состава
формирований и учреждений, участвующих в ликвидации последствий ЧС, и
эвакуируемого населения;
•
организация и проведение судебно-медицинской экспертизы погибших и
судебно-медицинского освидетельствования пораженных (в том числе во взаимодействии
с органами МВД России);
•
организация санитарно-гигиенических мероприятий по защите персонала аварийных
объектов и участников ликвидации ЧС, медицинского контроля за состоянием
здоровья персонала формирований и учреждений, участвующих в ликвидации
последствий ЧС;
•
непрерывное и оперативное управление формированиями и учреждениями службы,
участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, их финансовое,
материально-техническое обеспечение и снабжение медицинским имуществом, ведение
учетных и отчетных документов.
Опыт,
накопленный ВСМК, позволяет высказать ряд рекомендаций по порядку выполнения
мероприятий режима чрезвычайной ситуации.
При
введении этого режима в первую очередь по возможности принимаются меры по
получению данных об обстановке в ЧС, созданию устойчивой системы управления,
контролю за готовностью формирований, предназначенных для работы в зоне (очаге)
ЧС, и их выдвижению.
Для
своевременного сбора достоверной информации об обстановке используются все
возможные источники.
Медико-санитарное
обеспечение населения в ЧС организуется на основе плана медико-санитарного обеспечения
населения в ЧС.
В
докладе начальнику ВСМК представляются обоснованные данные о необходимых силах
и средствах для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС; оцениваются
возможности службы; вносятся предложения об источниках ее усиления; делаются
необходимые уточнения плана медико-санитарного обеспечения, касающиеся сроков и
порядка проведения мероприятий, использования сил и средств, организации управления
и др.
Важное
значение в обеспечении постоянного и оперативного управления службой медицины
катастроф в ЧС имеют оперативные группы управления в зоне ЧС.
Они
могут находиться при формированиях (учреждениях) службы или по согласованию с
руководством РСЧС соответствующего уровня - при органах управления РСЧС или
руководителях ликвидации ЧС. Оперативным группам должны ставиться конкретные
задачи по сбору информации об обстановке и руководству формированиями в зоне их
ответственности, управлению медицинской эвакуацией, поддержанию взаимодействия
и связи.
Содержание,
объем медицинской помощи пораженным и порядок ее оказания в зоне (очаге) ЧС и
за ее пределами определяются в зависимости от вида и масштаба ЧС, от наличия
сил и средств, условий медико-санитарного обеспечения, при обязательном учете
официальных требований к организации лечебно-эвакуационного обеспечения.
Мероприятия,
соответствующие режимам повышенной готовности и чрезвычайной ситуации,
планируются, организуются и проводятся с учетом места, масштабов, характера
возможной или возникшей ЧС и могут относиться ко всей службе медицины катастроф
данного уровня или к ее части (на территориальном уровне - к определенному
городу, району; на муниципальном уровне - к району города, объекту экономики).