3.3. Задачи
гражданской обороны.
Федеральное
законодательство четко определяет основные задачи в области гражданской
обороны. Последними считаются:
1. Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих
при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Детализация
данной задачи осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от
2 ноября 2000 года № 841 «Об утверждения Положения об организации обучения
населения в области гражданской обороны».
В нем подчеркнуто, что основными задачами обучения населения в
области гражданской обороны являются:
а) изучение способов защиты от опасностей, возникающих при
ведении военных действий или вследствие этих действий, порядка действий по сигналам
оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи, правил пользования
коллективными и индивидуальными средствами защиты;
б) совершенствование навыков по организации и проведению
мероприятий по гражданской обороне;
в) выработка умений и навыков для проведения
аварийно-спасательных и других неотложных работ;
г) овладение личным составом гражданских организаций
гражданской обороны (далее именуются — формирования) приемами и способами действий
по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей,
возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Лица, подлежащие обучению, подразделяются на следующие группы:
а) начальники гражданской обороны федеральных органов исполнительной
власти, а также главы органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и руководители органов местного самоуправления, являющиеся по
должности начальниками гражданской обороны;
б) должностные лица гражданской обороны, руководители и
работники органов, осуществляющих управление гражданской обороной (далее именуются
— должностные лица и работники гражданской обороны), а также начальники
гражданской обороны организаций;
в) личный состав формирований;
г) работающее население, не входящее в состав формирований;
д) учащиеся учреждений общего образования и студенты
учреждений профессионального образования;
е) неработающее население.
Обучение
населения в области гражданской обороны осуществляется в рамках единой системы
подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера.
Обучение
является обязательным и проводится в учебных заведениях Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий, в учреждениях повышения квалификации
федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических
центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской
Федерации, на курсах гражданской обороны муниципальных образований, по месту
работы, учебы и месту жительства граждан.
Повышение
квалификации начальников гражданской обороны организаций, должностных лиц и
работников гражданской обороны, а также преподавателей курса «Основы
безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
учреждений общего и профессионального образования проводится не реже одного
раза в 5 лет. Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с
выполнением обязанностей по гражданской обороне, переподготовка или повышение
квалификации в области гражданской обороны в течение первого года работы
являются обязательными.
В целях организации и осуществления обучения населения в области
гражданской обороны:
а) федеральные органы исполнительной власти:
планируют
и осуществляют мероприятия по обучению должностных лиц и работников гражданской
обороны, а также других сотрудников центральных аппаратов этих органов;
осуществляют
организационно-методическое руководство и контроль за обучением руководителей и
персонала соответствующих федеральных служб гражданской обороны, а также служб
гражданской обороны, формирований и организаций, находящихся в сфере ведения
этих органов;
участвуют
в разработке государственных образовательных стандартов, программ и методик
обучения учащихся учреждений общего образования и студентов учреждений
профессионального образования по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
и дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»;
организуют
обучение по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» студентов учреждений
профессионального образования, находящихся в сфере ведения этих органов;
организуют
и осуществляют пропаганду знаний в области гражданской обороны;
б) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
и органы местного самоуправления на соответствующих территориях:
планируют
обучение населения в области гражданской обороны;
организуют
изучение е государственных, муниципальных и негосударственных образовательных
учреждениях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования курса «Основы безопасности жизнедеятельности», а в учреждениях
профессионального образования, находящихся в сфере ведения этих органов, -
дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»;
создают
и оснащают учебно-методические центры, курсы гражданской обороны и учебно-консультационные
пункты по гражданской обороне, а также организуют их деятельность;
уточняют
(с учетом особенностей региона) программы подготовки должностных лиц и
работников гражданской обороны, проходящих обучение в учебно-методических
центрах и на курсах гражданской обороны;
организуют
и проводят учебно-методические сборы руководителей и преподавателей
образовательных учреждений;
организуют
и осуществляют пропаганду знаний в области гражданской обороны;
организуют
издание (в том числе и на языках народов Российской Федерации) учебной
литературы и наглядных пособий по гражданской обороне и обеспечение ими
населения;
осуществляют
контроль за ходом и качеством обучения населения в области гражданской обороны;
в) организации:
осуществляют
обучение своих работников в области гражданской обороны;
уточняют
(с учетом особенностей деятельности организации) программы обучения в области
гражданской обороны своих работников и личного состава формирований;
создают,
оснащают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную
базу;
Министерство
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий:
осуществляет
организационно-методическое руководство функционированием и развитием единой
системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
организует
подготовку (обучение) в области гражданской обороны должностных лиц федеральных
органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов
Российской федерации;
осуществляет
методическое руководство федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления и организациями при подготовке (обучении) личного состава
формирований и обучении населения способам защиты от опасностей, возникающих
при ведении военных действий или вследствие этих действий;
разрабатывает
и утверждает примерные программы обучения для групп обучаемых, за исключением
учащихся учреждений общего образования и студентов учреждений профессионального
образования, а также определяет перечень должностных лиц и работников
гражданской обороны, проходящих переподготовку или повышение квалификации в
учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в
учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и
организаций, в учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны;
определяет
периодичность и продолжительность проведения учений и тренировок по гражданской
обороне;
определяет
порядок проведения аттестации по вопросам гражданской обороны начальников
гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, а также глав
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководителей
органов местного самоуправления, являющихся по должности начальниками
гражданской обороны.
Приложением
к «Положению об организации обучения населения в области гражданской обороны»
определены формы обучения в области гражданской обороны (по группам обучаемых).
Так, для начальников гражданской обороны федеральных органов
исполнительной власти, а также глав органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и руководителей органов местного самоуправления, являющимися по
должности начальниками гражданской обороны:
а) самостоятельная работа с нормативными документами по вопросам
организации, планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне;
б) изучение своих функциональных обязанностей по гражданской
обороне;
в) личное участие в учебно-методических сборах, учениях, тренировках
и других плановых мероприятиях по гражданской обороне.
Для начальников гражданской обороны организаций, должностных
лиц и работников гражданской обороны:
а) самостоятельная подготовка;
б) переподготовка и повышение квалификации в учебных
заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения
квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций,
учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны;
в) участие в учениях, тренировках и других плановых
мероприятиях по гражданской обороне.
Для личного состава формирований:
а) повышение квалификации в учебно-методических центрах и на
курсах гражданской обороны (руководители формирований);
б) проведение занятий с личным составом формирований по месту
его работы;
в) участие в учениях и тренировках по гражданской обороне.
Для работающего населения, не входящего в состав формирований:
а)
проведение занятий по месту работы;
б) участие в учениях, тренировках и других плановых
мероприятиях по гражданской обороне;
в) индивидуальное изучение способов защиты от опасностей,
возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Для учащихся учреждений общего образования и студентов учреждений
профессионального образования:
а) обучение (в учебное время) по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
и дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»;
б) участие в учениях и тренировках по гражданской обороне;
в) чтение памяток, листовок и пособий, прослушивание радиопередачи
просмотр телепрограмм по тематике гражданской обороны.
Для неработающего населения (по месту жительства):
а) посещение мероприятий, проводимых по тематике гражданской
обороны (беседы, лекции, вечера вопросов и ответов, консультации, показ учебных
фильмов и др.);
б) участие в учениях по гражданской обороне;
в) чтение памяток, листовок и пособий, прослушивание радиопередач
и просмотр телепрограмм по тематике гражданской обороны.
2. Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении
военных действий или вследствие этих действий.
3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в
безопасные районы.
В
настоящее время Министерством Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
совместно с другими федеральными министерствами идет подготовка «Положения об
эвакуации».
4. Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной
защиты.
Порядок создания убежищ изложен в Постановлении Правительства
Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 «О порядке создания убежищ и
иных объектов гражданской обороны».
В нем
подчеркнуто, что, наряду с убежищами, к объектам гражданской обороны относятся
противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для
хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания
одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения
проведения мероприятий по гражданской обороне.
Причем, убежища создаются для защиты:
работников
наибольшей работающей смены организаций, расположенных в зонах возможных
сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в период мобилизации и
военное время, а также работников работающей смены дежурного и линейного
персонала организаций, обеспечивающих жизнедеятельность городов, отнесенных к
группам по гражданской обороне, и организаций, отнесенных к категории особой
важности по гражданской обороне;
работников
атомных станций и организаций, обеспечивающих функционирование и
жизнедеятельность этих станций;
нетранспортабельных
больных, находящихся в учреждениях здравоохранения, расположенных в зонах
возможных сильных разрушений, а также обслуживающего их медицинского персонала;
трудоспособного
населения городов, отнесенных к особой группе по гражданской обороне.
Противорадиационные укрытия создаются для защиты:
работников
организаций, расположенных за пределами зон возможных сильных разрушений и
продолжающих свою деятельность в период мобилизации и военное время;
населения
городов и других населенных пунктов, не отнесенных к группам по гражданской
обороне, а также населения, эвакуируемого из городов, отнесенных к группам по
гражданской обороне, зон возможных сильных разрушений организаций, отнесенных к
категории особой важности по гражданской обороне, и зон возможного
катастрофического затопления.
Специализированные
складские помещения создаются для хранения средств индивидуальной защиты,
приборов радиационной и химической разведки, дозиметрического контроля и
другого имущества гражданской обороны.
Санитарно-обмывочные
пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта и иные объекты гражданской
обороны создаются для обеспечения медицинской защиты и первоочередного
жизнеобеспечения населения, санитарной обработки людей и животных, специальной
обработки одежды и транспортных средств.
Создание
объектов гражданской обороны в мирное время осуществляется на основании планов,
разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованных с
Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерством экономики
Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти:
по
согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций,
находящихся в сфере их ведения;
организуют
создание объектов гражданской обороны;
принимают
в пределах своей компетенции нормативные акты по созданию объектов гражданской
обороны, доводят их требования до сведения указанных организаций и контролируют
их выполнение;
осуществляют
контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в
состоянии постоянной готовности к использованию;
ведут
учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы
местного самоуправления на соответствующих территориях:
определяют
общую потребность в объектах гражданской обороны;
создают
в мирное время объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии
постоянной готовности к использованию;
осуществляют
контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в
состоянии постоянной готовности к использованию;
ведут
учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Организации:
создают
в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти,
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами
местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты
гражданской обороны;
обеспечивают
сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в
состоянии постоянной готовности к использованию;
ведут
учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Создание
объектов гражданской обороны в период мобилизации и военное время
осуществляется в соответствии с заданиями по мероприятиям гражданской обороны,
предусмотренными в мобилизационных планах федеральных органов исполнительной
власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и
организаций.
Создание
объектов гражданской обороны осуществляется за счет приспособления
существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, которые
по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской
обороны, а также строительства этих объектов. В качестве объектов гражданской
обороны также могут использоваться объекты, предназначенные для обеспечения
защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В мирное
время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться
в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от
поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и
техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные
сроки в состояние готовности к использованию по назначению.
Министерство
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий:
принимает
в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов
гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к
использованию;
участвует
в проведении государственной экспертизы проектов строительства, реконструкции и
технического перевооружения объектов гражданской обороны;
организует
согласование типовых и индивидуальных проектов объектов гражданской обороны;
организует
учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны;
осуществляет
методическое руководство и контроль за созданием объектов гражданской обороны и
поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 года № 359 утверждено
«Положение о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны
приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями».
В
постановлении отмечается, что решения о приватизации предприятий, организаций и
учреждений, имеющих на своем балансе объекты и имущество гражданской обороны,
принимаются в установленном порядке органами государственной власти с учетом
заключения соответствующего штаба (комитета) по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям.
Объекты
и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена, исключаются из
состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном
порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование.
К указанным объектам и имуществу относятся:
пункты
управления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
министерств, ведомств и организаций Российской Федерации с комплексом
защищенных сооружений и наземным комплексом (наземными элементами систем
жизнеобеспечения пунктов управления, размещаемого в них аппарата и
обслуживающего персонала, складами для хранения продовольствия, медикаментов,
оборудования и имущества);
отдельно
стоящие убежища гражданской обороны;
встроенные
убежища гражданской обороны;
специализированные
складские помещения для хранения имущества гражданской обороны;
имущество
гражданской обороны.
С
правопреемником приватизируемого предприятия заключается договор о правах и
обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на
выполнение мероприятий гражданской обороны.
В случае
же выкупа государственного и муниципального имущества по договорам аренды с
правом выкупа, в которых не определены или сроки, или величина, или порядок,
или условия внесения выкупа, объекты и имущество гражданской обороны
исключаются из имущества предприятия, подлежащего выкупу, и с правопреемником
заключается соответствующий договор о правах и обязанностях в отношении
объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий
гражданской обороны.
При
преобразовании предприятия, созданного членами трудового коллектива
государственного, муниципального предприятия на основе аренды государственного
и муниципального имущества, заключившими договор аренды, в акционерное общество
открытого типа, учредителями которого выступают соответствующий комитет по
управлению имуществом, физические и юридические лица, обладающие правом
собственности на имущество, из этого имущества исключаются объекты и имущество
гражданской обороны и заключается соответствующий договор о правах и
обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на
выполнение мероприятий гражданской обороны.
В целях сохранения объектов и имущества гражданской обороны,
имеющихся у приватизируемого предприятия, соответствующие комитеты по
управлению государственным имуществом включают в планы приватизации положения,
определяющие перечень объектов и имущества гражданской обороны, не подлежащих
приватизации и передаваемых акционерному обществу по договору на ответственное
хранение и в пользование.
Защитные
сооружения, предназначенные для укрытия населения по месту жительства, по решению
органов государственной власти, в ведении которых они находятся, могут
передаваться по договору предприятиям и организациям, ответственным за их
содержание, для использования в народнохозяйственных целях.
При
продаже по конкурсу предприятий коммунально-бытового назначения (бань,
прачечных, предприятий химической чистки, объектов, имеющих посты мойки и
уборки подвижного состава автотранспорта), предназначенных для выполнения задач
гражданской обороны, к обязательным условиям конкурса должны относиться
требования о возможности их использования для санитарной обработки людей,
специальной обработки одежды и автотранспорта в чрезвычайных ситуациях.
При
приватизации предприятий и дальнейшем сохранении профиля их деятельности, на
которые решением органов государственной власти и органов местного
самоуправления было возложено создание служб и невоенизированных формирований
гражданской обороны, подготовка зданий для развертывания больниц, обеспечение
функционирования систем связи и оповещения гражданской обороны, а также
выполнение других задач в интересах гражданской обороны, данные обязанности
закрепляются за новым правопреемником имущественных прав и обязанностей
приватизируемого предприятия на основе соответствующего договора.
5. Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам
маскировки.
6. Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения
опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
7. Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении
военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское
обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление
жилья и принятие других необходимых мер.
8. Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий
или вследствие этих действий.
Для
выполнения данной задачи создана федеральная противопожарная служба гражданской
обороны, а на объектовом уровне создаются противопожарные звенья (команды).
9. Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному,
химическому, биологическому и иному заражению.
10. Обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и
проведение других необходимых мероприятий.
11. Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших
при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера.
Для
выполнения поставленной задачи существует федеральная служба гражданской
обороны охраны общественного порядка, а также звенья (команды) охраны
общественного порядка на объектовом уровне.
12. Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных
служб в военное время.
13. Срочное захоронение трупов в военное время.
14. Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение
объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и
выживания населения в военное время; обеспечение постоянной готовности сил и
средств гражданской обороны.