4.1.1. Оповещение и информирование населения

 

Создание, совершенствование и поддержание в постоянной готовности к использованию систем оповещения и информирования населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций является одной из основных составных частей мероприятий, проводимых администрациями и органами местного самоуправления на всех уровнях по защите населения и территорий.

Основными требованиями к системам оповещения и информирования населения являются:

постоянная готовность к использованию;

оперативность задействования;

использование современных средств оповещения и информирования, сетей связи и вещания, обеспечивающих максимальный охват населения, независимо от времени суток, мест его нахождения и проживания в минимальные сроки.

Системы оповещения можно отнести к тем первичным активным средствам, с задействованием которых решается задача непосредственной защиты населения. Под оповещением населения понимается своевременное предупреждение его о надвигающейся опасности, а также информирование о порядке поведения в создавшихся условиях. Именно своевременное оповещение и информирование об истинном характере угрозы позволяют резко сократить возможные потери, препятствуют возникновению панических слухов, которые одни в состоянии принести больше негативных последствий, чем сама чрезвычайная ситуация любого характера.

В общем виде система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств оповещения, сетей связи и вещания, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил РСЧС (ГО) и населения.

Системы оповещения создаются:

на федеральном уровне – федеральная система оповещения (охватывает территорию Российской Федерации);

на межрегиональном уровне – межрегиональная система оповещения (охватывает территорию федерального округа);

на региональном уровне – региональная система оповещения (охватывает территорию субъекта Российской Федерации);

на муниципальном уровне – местная система оповещения (охватывает территорию муниципального образования);

на объектовом уровне – объектовая система оповещения (охватывает территорию объекта) или локальная система оповещения (охватывает территорию потенциально опасного объекта и территорию, примыкающую к данному объекту).

Системы оповещения всех уровней должны сопрягаться организационно и технически.

Оповещение населения о возникновении ЧС должно отвечать следующим основным требованиям:

быть своевременным, чтобы дать населению время для подготовки к защите;

исключать возникновение паники, способствовать четкому и организованному проведению мероприятий;

проводиться только тогда, когда характер опасности достоверно установлен;

касаться только той части населения, которая может подвергнуться воздействию поражающих факторов в данной ЧС;

осуществляться централизованно (вышестоящими органами исполнительной власти или комиссиями по чрезвычайным ситуациям всех уровней).

Системы централизованного оповещения населения

Управление системой оповещения каждого уровня организуется непосредственно соответствующими органами управления по делам ГОЧС данного уровня. Решение на задействование системы оповещения любого уровня принимает соответствующий руководитель гражданской обороны или его заместители. В экстренных, не терпящих отлагательства случаях задействование системы оповещения осуществляется оперативно-дежурными службами органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Системы централизованного оповещения субъектов Российской Федерации являются основным звеном в решении задач оповещения населения. Именно с этого уровня планируется организация непосредственного централизованного оповещения населения. Системы оповещения регионального уровня должны обеспечивать как циркулярное, так и выборочное включение систем оповещения местного уровня (город, район). Передача сигналов и речевой информации осуществляется по действующим (занятым) каналам связи на основе их перехвата на время передачи сигналов управления и речевой информации. Верхние звенья систем оповещения территориального уровня устанавливаются на рабочих местах оперативно-дежурных служб ГУ МЧС России по субъекту РФ по месту их постоянного размещения (в административном центре) и в загородной зоне.

Элементы комплекса аппаратуры оповещения среднего звена размещаются на предприятиях местных органов связи (междугородные станции, городские и районные узлы связи).

Оконечные комплекты аппаратуры управления систем оповещения устанавливаются на рабочих местах оперативно-дежурных служб органов управления ГОЧС, созданных при органах местного самоуправления, в органах управления сил, непосредственно подчиненных органам исполнительной власти данного субъекта Российской Федерации, а также в ряде случаев в дежурных частях городских (районных) отделах внутренних дел МВД России.

В системах оповещения регионального уровня должна быть предусмотрена возможность ее автоматического запуска по команде органа управления старшего звена (федерального и межрегионального уровней РСЧС).

Время передачи одного сигнала управления (время перехвата каналов связи) в одном звене не превышает 3 секунд.

В целях повышения устойчивости управление работой систем оповещения в военное время планируется осуществлять из загородной зоны по каналам связи, не проходящим через МТС административного центра данного субъекта Российской Федерации. В целях повышения устойчивости работы передача сигналов управления от верхнего звена до городов и районов, как правило, осуществляется по двум независимым разнесенным трассам.

Передача речевой информации до населения осуществляется путем перехвата дежурными сменами органов управления ГОЧС каналов подачи программ вещания на узлы проводного вещания (радиотрансляционные узлы), радиовещательные передатчики и передатчики речевого сопровождения телевещания. В ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации создается центральная станция оповещения (ЦСО), за готовность к немедленному использованию которой отвечает оперативно-дежурная служба в лице посменно меняющихся оперативных дежурных. В помещении ЦСО устанавливается комплекс аппаратуры оповещения и связи, обеспечивающий управление территориальной системой оповещения и ее отдельными элементами.

Схема построения системы оповещения регионального уровня изображена на рисунке 4.1.

Рисунок 4.1 — Схема построения системы оповещения регионального уровня

 

Управление системой оповещения города осуществляется непосредственно от оперативно-дежурной службы органа управления ГОЧС данного города, где размещается верхнее звено системы оповещения и организовано постоянное дежурство ответственных лиц.

Элементы аппаратуры системы оповещения города размещаются на АТС города, городском радиотрансляционном узле (центральный узел проводного вещания), аппаратной городского радио- и телевещания, объектах экономики города. На АТС города размещается аппаратура для управления электросиренами и стойками циркулярного вызова. На городском радиотрансляционном узле, где организуется круглосуточное дежурство технического персонала, может устанавливаться аппаратура для дистанционного включения от центральной станции оповещения данного города. Между персоналом радиотрансляционного узла и оперативным дежурным городского органа управления ГОЧС организуется прямая телефонная связь.

Основными средствами оповещения населения в городах являются электрические сирены, городская радиотрансляционная сеть и сеть уличных и квартирных громкоговорителей, которые дополняются мобильными средствами оповещения. Схема построения системы оповещения города представлена на рисунке 4.2.

Рисунок 4.2 — Схема построения системы оповещения города

 

Систем оповещения сельских районов в настоящее время практически нет. Сигналы управления систем централизованного оповещения регионального уровня доводятся только до районных центров. Практика показала, что такие системы создать значительно сложнее систем оповещения города, хотя они и относятся к одному муниципальному уровню.

К этому есть целый ряд причин:

сельские телефонные сети менее развиты, чем городские;

территория сельского района гораздо больше территории города;

на территории района размещается значительное число небольших по численности населения сельских населенных пунктов;

часть сельских населенных пунктов вообще не имеют телефонной связи и даже централизованного электроснабжения.

Раньше основой для решения вопросов оповещения и информирования сельского населения служили сельские радиотрансляционные сети, которые в настоящее время практически повсеместно свернуты. Для оповещения населения сельских районов планируется задействование сетей УКВ ЧМ вещания, призванные заменить сельские сети проводного вещания.

Локальные системы оповещения

На потенциально опасных объектах создаются локальные системы оповещения (ЛСО). Создание ЛСО определено требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 года №178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов». К таким объектам отнесены в первую очередь атомные станции, химически опасные предприятия, гидроузлы с напорной плотиной, при возможном разрушении которой может образоваться зона катастрофического затопления. В соответствии с имеющимся постановлением установлены следующие зоны ответственности (зоны действия) локальных систем оповещения:

для химически опасного объекта – 2,5 км;

для атомной станции – 5 км (с обязательным включением в зону оповещения населения пристанционного поселка (города);

для гидросооружения с напорным фронтом – 6 км ниже плотины.

Задачами ЛСО являются оповещение не только руководства и персонала потенциально опасных объектов, но и населения, проживающего в непосредственной близости от объектов (в пределах ответственности ЛСО).

На территории субъектов Российской Федерации размещено несколько тысяч потенциально опасных объектов, рядом с которыми более 60 млн. людей. Необходимо было приблизить к ним центры оповещения на случай возможных аварий. Процессом оповещения занимается непосредственно дежурный диспетчер (сменный инженер) предприятия. Для оповещения персонала объекта задействуются радиотрансляционный узел и сирены. Для оповещения людей находящихся непосредственно рядом с предприятием (в санитарной зоне) могут быть использованы уличные громкоговорители, размещенные по периметру предприятия. Для доведения информации до остального населения, которое по расчетам может попасть в зону поражения, задействуются электрические сирены, а также уличные громкоговорители в жилой зоне, подключенные к фидеру уличной звукофикации объектового радиоузла или к распределительной радиотрансляционной сети, созданной в данном районе.

ЛСО представляет собой организационно-техническое объединение дежурно-диспетчерских служб потенциально опасного объекта, специальной аппаратуры управления и средств оповещения, а также линий связи, обеспечивающих передачу сигнала «Внимание всем!» и речевой информации до персонала объекта и населения в зоне ответственности ЛСО данного объекта.

В тех случаях, когда последствия аварии будут выходить за пределы зон действия ЛСО, принимаются решения на задействование соответствующих территориальных СЦО населения в целом или выборочно в определенном районе (городе). Предусматривается организационное и техническое сопряжение локальных и территориальных систем оповещения.

Для групп потенциально опасных объектов, размещенных компактно в пределах крупных промышленных центров (зон), предусматривается создание объединенных ЛСО, что позволяет объединить финансовые возможности объектов по созданию ЛСО.

При строительстве новых потенциально опасных объектов финансирование создания ЛСО осуществляется за счет средств, выделяемых на строительство данных объектов. На действующих потенциально опасных объектах, осуществляющих хозяйственную деятельность, финансирование осуществляется за счет собственных средств этих объектов, а находящихся на бюджетном финансировании – за счет средств соответствующих бюджетов.

ЛСО на химически опасных объектах

Химически опасные объекты составляют наибольший процент среди потенциально опасных объектов. К ним относятся предприятия химической, нефтехимической, целлюлозно-бумажной, нефтеперерабатывающей промышленности, жилищно-коммунального хозяйства и др. В их число входят и кондитерские фабрики, и пивоваренные заводы, и мясокомбинаты, и молокозаводы, и станции водоочистки, и овощные базы. Их много и в сельском хозяйстве. Тысячи тонн АХОВ перевозится ежедневно различными видами транспорта, перекачивается по трубопроводам.

Особенностью организации оповещения населения при авариях на химически опасных объектах является чрезвычайно высокие требования по оперативности проведения защитных мероприятий, так как пребывание людей даже несколько минут в зараженном облаке может привести к тяжелым последствиям. Важным фактором, который необходимо учитывать при оценке потенциальной опасности территории, является вероятность заблаговременного оповещения населения о приближении облака АХОВ. Глубина распространения облака зараженного воздуха может достигать нескольких десятков километров, а время подхода его к населенным пунктам (жилым массивам города) при наихудших погодных условиях может составить 2—5 минуты. Время оповещения становится решающим фактором. При скорости ветра 1 м/сек облако зараженного воздуха пройдет за час 5—7 км.

Основной информационной базой в локальной системе оповещения является сеть проводного вещания, созданная на объекте и в окружающем его жилом массиве. Зона ответственности (зона действия) в локальной системе оповещения для химически опасного объекта составляет 2,5 км. Если такой объект построен за пределами населенного пункта, то, как правило, при его строительстве радиофикация приобъектового поселка осуществлялась на основе использования радиоузла самого объекта, что упрощает решение задачи оповещения населения от дежурного диспетчера объекта.

Схема построения ЛСО химически опасного объекта изображена на рисунке 4.3.

Рисунок 4.3 — Схема построения ЛСО химически опасного объекта

 

В России имеются города, на территории которых располагается несколько химически опасных объектов, аварии на них могут привести к заражению всей территории города. В таких случаях организуется оповещение населения всего города от местного органа управления ГОЧС или от диспетчерской службы одного из объектов, а не отдельного его района. В таких городах ЛСО практически совпадает с местной (городской) системой оповещения и в ней задействуются все средства оповещения города.

ЛСО атомной станции

Чернобыльская катастрофа показала всему миру, насколько масштабными по своим проявлениям могут быть последствия аварий на атомных станциях. Эта авария показала исключительную важность своевременного доведения до населения информации об опасности загрязнения внешней среды радиоактивными веществами и меру ответственности должностных лиц, ответственных за оповещение.

Зона действия ЛСО на атомной станции определена в радиусе 5 км вокруг нее, с обязательным включением в нее поселка станции. Непосредственное управление ЛСО организуется от начальника смены, как правило, начальника смены первого блока. Между начальником смены АЭС и оперативным дежурным ГУ МЧС России по субъекту РФ, на территории которого располагается АЭС, организуется прямая телефонная связь и радиосвязь.

Управление работой ЛСО АЭС организуется как с рабочего места начальника смены, так и помещения убежища запасного пункта управления АЭС. Схема построения ЛСО на атомной станции изображена на рисунке 4.5.

Рисунок 4.5 — Схема построения ЛСО атомной станции

ЛСО гидросооружения

Строительство гидроэлектростанций (ГЭС) привело к появлению высоконапорных гидросооружений. Прорыв плотин таких сооружений может привести к образованию огромных по протяженности зон катастрофического затопления и огромным по масштабу разрушениям и человеческим жертвам.

Включение ЛСО должно осуществляться, либо ручным способом непосредственно от диспетчера гидроузла, либо автоматически от аппаратуры аварийной сигнализации при внезапном быстром заполнении нижнего бьефа. Экстренному оповещению подлежат населенные пункты, расположенные ниже плотины по течению на удалении до 6 км, а также поселок работников гидроузла, расположенный, как правило, в непосредственной близости к гидроузлу.

Одновременно сигнал оповещения о катастрофическом затоплении должен поступить в ближайший к гидроузлу орган управления ГОЧС, где организовано оперативное дежурство и управление региональной системой оповещения населения. К примеру, аппаратура «Сигнал» установлена в нижнем бьефе Иркутской ГЭС. Она имеет систему датчиков в двух створах с выходом на П-160, установленной на рабочем месте диспетчера плотины и оперативного дежурного органа управления ГОЧС области (принята в эксплуатацию в апреле 1996 года). Планируется установить такую аппаратуру на Усть-Илимской и Братской ГЭС.

Вариант организационно-технического построения локальной системы оповещения в районе размещения гидроэлектростанции представлен на рисунке 4.6.

Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей

Системы централизованного оповещения населения призваны решать задачи оповещения и информирования на больших территориях (город, район, субъект РФ). Вместе с тем возникла задача оперативного оповещения и информирования больших групп населения, находящихся на территории крупных торговых, спортивных, культурных и развлекательных центров, где нет средств централизованного оповещения.

 

Рисунок 4.6 — Схема построения локальной системы оповещения гидроузла

 

Организационным решением этой задачи стало создание общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН). Ее разработка предусматривается федеральной целевой программой «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года» в качестве приоритетного направления.

ОКСИОН является составной частью системы управления РСЧС, сопрягается с органами повседневного управления (НЦУКС, ЦУКС, ЕДДС) и обеспечивает информационную поддержку при выявлении чрезвычайных ситуаций, принятии решений и управлении в кризисных ситуациях.

Целью создания ОКСИОН является подготовка населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка; своевременное оповещение и оперативное информирование граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций, мониторинг обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий.

Основными задачами создания ОКСИОН являются:

сокращение сроков гарантированного оповещения о чрезвычайных ситуациях;

повышение оперативности информирования населения по правилам безопасного поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

обеспечение передачи населению указаний и рекомендаций по необходимым действиям в процессе локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

оптимизация регулярности доведения информации, необходимой для привития норм безопасного поведения (культуры безопасности) в природной, техногенной и социальной сферах;

увеличение действенности информационного воздействия с целью скорейшей реабилитации населения, пострадавшего в результате чрезвычайных ситуаций;

повышение эффективности мониторинга обстановки в местах массового пребывания людей путем профилактического видеонаблюдения;

обеспечение информирования и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях или об их угрозе с учетом региональной, территориальной и местной специфики получения, представления и доведения информации населению.

Выбор программных мероприятий для достижения поставленных целей предполагается осуществлять по следующим основным направлениям:

разработка и совершенствование концептуальных системных, нормативных, правовых и организационных основ общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;

формирование нормативно-правовой базы для создания, развертывания и эксплуатации общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения;

создание научно-методической основы и внедрение инновационных технологий информирования, оповещения и подготовки населения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций и террористических акций;

выбор, развитие, совершенствование и внедрение передовых информационных технологий и программного обеспечения в интересах информирования и оповещения населения;

формирование организационных принципов и идеологии использования ОКСИОН в различные периоды жизнедеятельности государства.

Для повышения уровня подготовленности населения, привития норм безопасного поведения в окружающей обстановке, используются современные информационные и телекоммуникационные технологии. Эти технологии позволят оповещать, информировать и обучать людей, находящихся в местах массового пребывания, с использованием электронных наружных и внутренних информационных табло, а также вне зависимости от мест нахождения людей с применением различных типов устройств индивидуального пользования (мобильных телефонов, портативных компьютеров с беспроводным выходом в Интернет, теле- и радиоприемников и др.).

Важную роль в прогнозировании опасных ситуаций и обеспечении своевременности реагирования на них должны сыграть современные средства профилактического видеонаблюдения в местах массового пребывания людей, а также устройства, обеспечивающие обратную связь населения с персоналом ЦУКС различных уровней (типа вызывных панелей голосовой связи «SOS»).

В структурном отношении ОКСИОН представляет собой совокупность федеральных, межрегиональных, региональных и муниципальных (городских) информационных центров, осуществляющих управление современными средствами оповещения и информирования людей в местах массового пребывания (рисунок 4.7).

Рисунок 4.7 — Структура общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания

 

В настоящее время проводится работа по оптимизации параметров передачи и отображения данных ОКСИОН, которые разрабатываются на основе анализа факторов, определяющих особенности информационного воздействия на население в различных местах массового пребывания людей в различных режимах функционирования ОКСИОН, а также разрабатываются типовые регламенты трансляции по расписанию, прямой и внеочередной трансляции для различных режимов функционирования ОКСИОН.

Проблемные вопросы существующих систем централизованного оповещения

Существующие системы централизованного оповещения были созданы в основном в 60—80 годах прошлого столетия. При их создании в них закладывались технические требования, исходя из существующих на то время технологий связи и вещания. На данный момент аппаратура существующих систем оповещения морально и физически устарела, неизбежен вывод ее из эксплуатации в ближайшие 10 лет, когда окончательно будут исчерпаны ее технические возможности и коренным образом изменится техническая база сети связи общего пользования, на которой она работает. В настоящее время более 60% территориальных систем оповещения нуждается в реконструкции.

Мининформсвязи России проводит политику резкого сокращения убыточных для отрасли сетей проводного вещания, особенно в сельской местности. В сущности, абонентская сеть проводного вещания сохраняется в основном в крупных городах. В сельской местности осуществляется переход от сетей проводного вещания на эфирное вещание.

СЦО присуща жесткая конфигурация, не способная к гибкому реагированию на изменение обстановки, они имеют низкую защиту от опасности несанкционированного запуска.

Существующие аналоговые системы оповещения плохо сопрягаются с развивающимися цифровыми сетями связи. Широкое развитие цифровых систем связи начало сужать сферу использования старой аппаратуры оповещения. Дальнейшее использование устаревшей аппаратуры оповещения требует применения специальных средств для работы на цифровых каналах связи или сохранения каналов тональной частоты (ТЧ) и физических цепей.

Для решения этой проблемы была разработана новая аппаратура управления СЦО типа П-166, которая в настоящее время используется при реконструкции СЦО.

Следует также отметить, что существующие системы централизованного оповещения рассчитаны на массовое оповещение населения на больших территориях, они не обладают необходимой гибкостью в решении задач оповещения отдельных групп населении (в местах массового пребывания людей, в транспортных средствах), не используют современные цифровые технологии, широко внедряемые в сети связи и вещания.

Не менее важная задача – организовать оповещение на территории отдельного здания (гостиница, торговый или спортивный центр, учебное заведение и т.п.), где часто одновременно присутствуют тысячи людей. Это особенно важно на случай возникновения пожара, учитывая крайне неблагоприятную обстановку с пожарами в нашей стране, в которых гибнут ежегодно около 20 тысяч человек.

Необходима разработка нового подхода к созданию систем оповещения, которые бы удовлетворяли следующим требованиям:

увеличение надежности и процента охвата населения (вне зависимости от места его пребывания и времени суток) при одновременном сокращении времени на его оповещение и информирование;

решение задач оповещения и информирования населения сельской местности;

использование современных существующих и перспективных цифровых технологий в области вещания и связи;

создание мобильной компоненты СЦО;

внедрение в эксплуатацию более совершенных наружных средств оповещения населения с автономным питанием;

обеспечение автоматической периодической проверки состояния аппаратуры управления и средств оповещения всех звеньев СЦО без их включения;

обеспечение надежной защиты СЦО от несанкционированного запуска;

организация организационного и технического взаимодействия СЦО города с системами оповещения и информирования объектов экономики, транспортных и жилищно-коммунальных органов и др.

Создание систем оповещения на старых принципах, когда искусственно организуется отдельная ветвь (набор аппаратуры оповещения и традиционных средств оповещения – электросирены, уличные громкоговорители, теле- и радиоприемники), не связанная с функциями сети связи по предоставлению определенных услуг, является весьма затратной и неэффективной.

Следует в максимальной степени использовать в интересах оповещения и информирования населения технические возможности, уже заложенные в новых цифровых системах связи и вещания, которые реализуются в нашей стране.

С точки зрения системного подхода в целях решения задач оповещения необходимо использовать единую цифровую транспортную систему, позволяющую передавать все виды информации, распределяя ее сетевые ресурсы на динамической основе. Это позволит обеспечить:

гибкость и адаптацию подсистемы к изменению уровня пользователей к объему, скорости, качеству и достоверности передаваемой информации;

повышение использования имеющихся транспортных сетевых ресурсов;

снижение затрат на проектирование, строительство и эксплуатационно-техническое обслуживание.

На каждый конкретный (возможный) случай возникновения ЧС имеется примерный вариант текстового обращения к гражданам:

При аварии на атомной электростанции:

Внимание! Внимание! Граждане! Произошла авария на АЭС. В районе АЭС и в следующих населенных пунктах ... ожидается выпадение радиоактивных осадков. В связи с этим населению, проживающему в указанных пунктах, необходимо: находиться в помещениях, провести герметизацию жилых и производственных помещений, принять йодистые препараты согласно инструкции. В дальнейшем действовать в соответствии с указаниями администрации города (района).

При аварии на химически опасном объекте:

Внимание! Внимание! Граждане! Произошла авария на станции переливания жидкого хлора в районе улицы .... Облако загрязненного воздуха распространяется в юго-западном направлении. В связи с этим населению, проживающему на улицах ..., немедленно покинуть жилые дома, здания учреждений, предприятий и выйти в район .... О получении информации сообщить соседям. В дальнейшем действовать в соответствии с указаниями администрации города (района).

При возможном землетрясении:

Внимание! Внимание! Граждане! В связи с возможным землетрясением примите необходимые меры предосторожности: отключите газ, воду, электричество, погасите огонь в печах (духовках). Оповестите соседей. Возьмите необходимую одежду, документы, деньги, продукты питания, воду и выйдите на улицу, в сквер, подальше от зданий и других сооружений, угрожающих обвалом. Окажите помощь престарелым и больным людям. Займите место подальше от линий электропередач. Соблюдайте спокойствие и порядок. Будьте внимательны к дальнейшим сообщениям администрации города (района).

При наводнении:

Внимание! Внимание! Граждане! В связи с повышением уровня воды в реке ... ожидается подтопление домов в районе улиц .... Населению, проживающему на этих улицах, собрать необходимые вещи, продукты; отключить газ, электричество и выйти в район ... для регистрации на сборном пункте. Будьте внимательны к последующим сообщениям администрации района.

При опасности воздушного налета:

Внимание! Внимание! Граждане! Воздушная тревога! Отключите газ, свет, воду. Возьмите документы, запас продуктов и воды, средства индивидуальной защиты. Предупредите соседей и при необходимости окажите помощь больным и престарелым. Как можно скорее укройтесь в защитных сооружениях. Соблюдайте спокойствие и порядок. Следите за дальнейшими событиями.

При угрозе химического загрязнения:

Внимание! Внимание! Граждане! Химическая тревога! Наденьте противогазы. Для защиты кожи от капель отравляющих веществ или сильнодействующих ядовитых жидкостей используйте спортивную одежду: комбинезоны, плащи, сапоги. Загерметизируйте продукты питания, создайте запас питьевой воды. Оповестите соседей. Действуйте по указаниям администрации города (района).

При угрозе радиоактивного загрязнения:

Внимание! Внимание! Граждане! Объявляется радиоактивная опасность! Приведите в готовность средства индивидуальной защиты и держите их при себе. По команде наденьте их. Для защиты поверхности тела от загрязнения РВ используйте накидки, плащи, спортивную одежду, сапоги. Проверьте герметизацию жилых помещений, продуктов питания, запасов питьевой воды. Оповестите соседей. Действуйте по указаниям администрации города (района).

Предложения по использованию новых технических средств для информирования и оповещения населения

В качестве средств оповещения и информирования населения целесообразно организовать использование:

сотовых сетей связи;

автомагнитол в транспортных средствах с автоматическим переключением на программу передачи экстренных сообщений о ЧС;

современных рекламных технологий;

высокомощных звуковых излучателей с автономным питанием, обеспечивающих передачу условных сигналов и коротких информационных сообщений;

сетей радио- и телевещания (с учетом запланированного перехода на цифровое вещание к 2015 г.);

мобильных средств информирования.

Исследования показывают, что постоянный поток людей, передвигающихся на транспорте и пешим порядком в течение дня, составляет большую часть населения. Таким образом, в течение дня большинство людей оторваны от своих квартирных стационарных средств приема информации (телефон, радио, телевизор, компьютер, радиоточка). В то же время стремительное развитие сотовых сетей связи позволяет говорить о возможности решения задачи массового оповещения населения независимо от мест его нахождения в городе и в загородной зоне.

На сентябрь 2006 года количество мобильных телефонов в России в 3 раза превысило число телефонных аппаратов фиксированной связи – на 100 человек населения сегодня приходится 90 мобильных и лишь 30 стационарных телефонов. Количество абонентов мобильной связи в России в октябре 2006 года достигло 148 млн. человек. При этом население страны составляет 142,4 млн. человек. Таким образом, общий уровень проникновения сотовой связи в стране достиг 104%, а в Московской лицензионной зоне – превысил 152%, где количество сотовых телефонов более 26 млн.

Рост численности абонентов сотовой связи в сельской местности за 2005 год по отношению к 2004 году составил около 95%, и сейчас число абонентов сотовой связи на селе более 18 млн., а уровень проникновения сотовой связи превышает 46%.

С каждым годом количество функций сотовой связи увеличивается, а сам сотовый телефон постепенно превращается в универсальное средство не только связи, но и обмена цифровой информацией, приема сигналов радио и телевещания, выхода в Интернет. Все это позволяет рассматривать сотовый телефон в качестве одного из основных индивидуальных средств оповещения и информирования большинства населения страны в чрезвычайных ситуациях различного характера.

Количество индивидуальных автомобилей у населения растет очень быстрыми темпами и на начало 2006 года превысило 36 млн. штук. Ежедневно миллионы людей перемещаются по дорогам страны, оторванные от стационарных средств оповещения, для которых единственными средствами связи становятся сотовые телефоны и автомагнитолы (если они включены). Все современные автомагнитолы имеют специальный режим RDS (передача информации наподнесущей), который радиовещательные станции используют для информационных сообщений. Режим RDS используют многие радиостанции России. Автомобилисты Московского региона уже принимают экстренные сообщения о дорожной обстановке с принудительным переключением своих автомагнитол с прослушивания радиопередачи или проигрывания дисков на волну радиостанции «Авторадио», использующей режим RDS. Уровень громкости при этом увеличивается. По окончании передачи магнитола возвращается в исходное состояние.

Для целей информирования и оповещения населения, а также пропаганды знаний по безопасности жизнедеятельности могут быть использованы современные рекламные технологии, и в первую очередь электронные экраны (табло), обеспечивающие быструю смену изображений, вплоть до трансляций в режиме on-line.

Использование сетей радио- и телевещания должно рассматриваться с учетом начавшихся работ по их переходу на цифровое вещание, которое должно быть полностью завершено к 2015 году. Этот переход позволит резко увеличить количество телевизионных и радиоканалов, качество передачи сообщений, развивать региональное вещание.

Нарастает процесс слияния компьютерных технологий, средств связи, вещания и информационных служб в единую интерактивную цифровую систему. Под действием этих процессов общество будет иметь совсем другое радиовещание, совершенно не такое, каким мы его знаем теперь. В результате внедрения цифровых технологий радиовещание и телевещание как средства массовых коммуникаций неминуемо претерпят не только глубочайшие технические, структурные и качественные изменения, но и получат дополнительный импульс для общения со слушателями, обусловленный появляющимися новыми уникальными возможностями непосредственного интерактивного обмена информацией с аудиторией.

Целесообразно рассмотреть вопрос об организации специальной круглосуточной радиовещательной программы, организуемой МЧС России и Росгидрометом, ведущей передачи по тематике чрезвычайных ситуаций, прогноза погоды и опасных гидрометеорологических явлений (подобно «Радио погоды» в США).

Цифровизация вещания позволяет также ставить вопрос об организации выпуска радиоприемников с автоматической настройкой (переключением) на программу, сообщающую о возникновении или угрозе возникновения ЧС.

Происходит интеграция технологий вещания, связи (включая сотовую), интернет-технологий, появляется мобильное телевидение. Эти возможности должны быть задействованы и в интересах решения задач повышения безопасности жизнедеятельности населения, повышения оперативности его информирования и оповещения в чрезвычайных ситуациях.