5.3.
Организация лечебно-эвакуационного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.
На ВСМК возлагается проведение
следующих лечебно-эвакуационных мероприятий:
участие (совместно с
аварийно-спасательными и другими формированиями РСЧС) в оказании пораженным
(больным) первой помощи и их эвакуации из очага поражения;
организация и оказание доврачебной и
первой врачебной помощи;
организация и оказание
квалифицированной и специализированной медицинской помощи пораженным (больным),
создание благоприятных условий для их последующего лечения и реабилитации;
организация медицинской эвакуации
пораженных (больных) между этапами медицинской эвакуации;
организация и проведение (при
необходимости) судебно-медицинской экспертизы погибших и судебно-медицинское
освидетельствование пораженных (больных).
Организация лечебно-эвакуационного
обеспечения в значительной степени зависит от условий, сложившихся в ЧС (рисунок
5.2 и 5.3).
Если имеется возможность работы
медицинских формирований в очаге, то после извлечения пораженных из-под
завалов, оказания им первой помощи они доставляются личным составом
аварийно-спасательных формирований на пункты сбора, организуемые в
непосредственной близости. Здесь проводятся дополнительные мероприятия первой помощи
и, по возможности, оказывается доврачебная помощь, проводится эвакуационно-транспортная
сортировка (распределение пораженных по очередности эвакуации, видам
транспортных средств и местам в них), погрузка на транспортные средства.
При невозможности работы медицинских
формирований в очаге (химическое, радиационное загрязнение и др.) после
проведения жизненно необходимых мероприятий первой помощи на месте пораженные
(больные)
Рисунок 5.2 - Принципиальная схема
лечебно-эвакуационного обеспечения при ликвидации медико-санитарных последствий
крупных чрезвычайных ситуаций
Рисунок
5.3 - Принципиальная схема лечебно-эвакуационного обеспечения при ликвидации
медико-санитарных последствий ЧС муниципального и (или) локального характера.
доставляются личным составом
спасательных формирований на пункты сбора, организуемые на границе очага в
безопасной зоне. Здесь осуществляется оказание первой и доврачебной помощи,
эвакуационно-транспортная сортировка, погрузка на транспортные средства для
направления на этап медицинской эвакуации.
В случае, если на пункте сбора
работает врач или он находится в транспортном средстве, на котором эвакуируются
пораженные, то им могут выполняться отдельные мероприятия первой врачебной
помощи (реанимационные мероприятия, кислородная терапия и т.п.).
Этапами медицинской эвакуации,
предназначенными для оказания первой врачебной помощи, могут быть:
уцелевшие (полностью или частично)
ЛПУ в очаге поражения;
ЛПУ, расположенные в непосредственной
близости от очага поражения;
госпиталь (отряд) регионального
центра медицины катастроф;
пункты медицинской помощи,
развернутые врачебно-сестринскими бригадами (в том числе скорой медицинской помощи);
медицинские роты (пункты) медицинской
службы Минобороны России, войск ГО и др.
Квалифицированная и
специализированная медицинская помощь и лечение осуществляются на следующих
этапах медицинской эвакуации. Такими этапами для пораженных (больных) могут
быть: госпитали и больницы (коечный фонд) службы медицины катастроф,
многопрофильные, профилированные, специализированные больницы, клиники и центры
Министерства здравоохранения и социального развития России, медицинские отряды
специального назначения, медицинские отряды и госпитали Минобороны России;
медицинские учреждения ОАО «РЖД», МВД, ФСБ России, медицинских сил гражданской обороны
здравоохранения и др.
В зависимости от медико-тактической
обстановки, характера поражения и возможностей специализированного лечебного
учреждения поступивший в него пораженный может быть оставлен до окончательного
лечения либо эвакуирован в другое лечебное учреждение (следующий этап медицинской
эвакуации). Из формирований ВСМК, предназначенных для оказания квалифицированной
с элементами специализированной медицинской помощи, все пораженные после
оказания медицинской помощи и выведения из нетранспортабельного состояния
эвакуируются на следующий этап медицинской помощи по назначению.
Изложенная схема организации лечебно-эвакуационных
мероприятий не является строго обязательной.
В зависимости от вида и масштаба ЧС,
количества пораженных и характера поражений, наличия сил и средств ВСМК,
состояния здравоохранения регионального и муниципального уровня, удаления от
зоны (района) ЧС лечебных учреждений госпитального типа, способных выполнить
полный объем квалифицированной и мероприятия специализированной медицинской
помощи, и их возможностей могут быть приняты (для всего района ЧС, его
отдельных секторов и направлений) различные варианты оказания медицинской помощи
пораженным в ЧС (рисунок 5.4):
оказание пораженным до их эвакуации в
лечебные учреждения госпитального типа только первой или доврачебной помощи;
оказание пораженным до их эвакуации в
лечебные учреждения госпитального типа, кроме первой или доврачебной помощи,
также и первой врачебной помощи;
Рисунок 5.4 - Варианты организации лечебно-эвакуационного
обеспечения населения в ЧС
оказание пораженным до их эвакуации в
лечебные учреждения госпитального типа, кроме первой, доврачебной, первой
врачебной помощи, также и квалифицированной медицинской помощи в различном
объеме.
Соответственно, при ликвидации
медико-санитарных последствий по масштабу муниципальных и локальных ЧС вполне
возможно использовать существующую в обычных условиях систему оказания
пораженным (больным) медицинской помощи (первый из названных вариантов), то
есть систему «лечения на месте».
При планировании (организации)
лечебно-эвакуационного обеспечения при ликвидации ЧС в зависимости от
характера, масштаба, места возникновения, наличия и возможности использования
формирований службы медицины катастроф и местных лечебных учреждений,
особенностей дорожной (транспортной) сети и других факторов необходимо
разрабатывать (применять) различную организацию оказания пораженным (больным)
медицинской помощи.