5.7. Организация медицинской эвакуации пораженных из зоны чрезвычайной ситуации. Подготовка пораженных к эвакуации. Понятие нетранспортабельности.

 

Как упоминалось, составной частью лечебно-эвакуационного обеспечения, которая неразрывно связана с организацией оказания медицинской помощи пораженным (больным) и их лечения, является медицинская эвакуация.

Под медицинской эвакуацией понимают вынос (вывоз) пораженных из очага, района (зоны) ЧС и их транспортировку до этапов медицинской эвакуации с целью своевременного оказания необходимой медицинской помощи и возможно ранней доставки в лечебные учреждения, где может быть оказана исчерпывающая медицинская помощь и осуществлено лечение.

Медицинская эвакуация - это сложный комплекс организационных, медицинских и технических мероприятий, проводимых во всех звеньях системы лечебно-эвакуационного обеспечения пораженных.

Следует отметить, что медицинская эвакуация, кроме указанной цели, обеспечивает своевременное освобождение этапов медицинской эвакуации и возможность их повторного использования.

Эвакуация с медицинской точки зрения не может считаться положительным фактором для пораженных в ЧС и обычно является вынужденным мероприятием, обусловленным складывающейся обстановкой и невозможностью организовать оказание исчерпывающей медицинской помощи и полноценное лечение пораженных в непосредственной близости от зоны (района) ЧС. Поэтому эвакуация - это не самоцель, а лишь средство, способствующее достижению наилучших результатов в выполнении одной из главных задач СМК - быстрейшего восстановления здоровья пораженных в ЧС, максимального сокращения смертельных исходов. Очевидно, что для эвакуации следует использовать наиболее щадящие и скоростные транспортные средства.

Маршрут, по которому осуществляется вынос (вывоз) и транспортировка пораженных из очага поражения до этапов медицинской эвакуации, называется путем медицинской эвакуации, а расстояние от пункта отправки пораженного до места назначения принято считать плечом медицинской эвакуации. Совокупность путей эвакуации, расположенных в полосе (части) административной территории субъекта Российской Федерации, развернутых на них функционально объединенных этапов медицинской эвакуации и работающих санитарных и других транспортных средств, как упоминалось, называется эвакуационным направлением.

При крупномасштабной ЧС в системе лечебно-эвакуационного обеспечения пораженных может создаваться несколько эвакуационных направлений, как это имело место при ликвидации последствий землетрясений в Ашхабаде, Армении и при других стихийных бедствиях и катастрофах.

Медицинская эвакуация начинается с организованного выноса, вывода и вывоза пораженных (больных) из зоны катастрофы и завершается доставкой их в лечебные учреждения, обеспечивающие окончательное лечение. Соответственно, различают следующие виды медицинской эвакуации:

«на себя» – способ организации медицинской эвакуации, при котором вышестоящее звено медицинской службы высылает санитарный транспорт к подчиненным этапам эвакуации;

«от себя» – эвакуация пораженным своим транспортом на этапы медицинской эвакуации вышестоящего звена;

«по назначению» – направление пораженных непосредственно в специализированные лечебные учреждения соответствующего профиля, где им может быть оказана исчерпывающая медицинская помощь, лечение и реабилитация.

«по направлению» – пораженные следуют общим потоком через все этапы,  развернутые на пути эвакуации.

От наличия современного санитарного транспорта нередко зависит судьба пораженного. По меткому замечанию выдающегося военного хирурга Н.Н.Бурденко (1944): «Транспорт – это жизненный нерв военно-санитарной организации и военно-полевой хирургии. Победа над временем и пространством, разделяющим местонахождение раненого и лечебного учреждения – вот в чем значение транспорта».

Как правило, основным средством эвакуации пораженных из зоны катастрофы в ближайшее лечебное учреждение является автомобильный транспорт (санитарный и общего назначения).

Места погрузки пораженных на транспорт выбирают как можно ближе к очагу поражения вне зоны загрязнения (заражения) и пожаров. Для оказания медицинской помощи и ухода за пораженными в местах их сосредоточения до прибытия бригад экстренной медицинской помощи (врачебно-сестринских, фельдшерских бригад) и других формирований выделяется медицинский персонал из состава скорой медицинской помощи, спасательных отрядов, санитарных дружин. В этих местах (пунктах сбора) подготавливается погрузочная площадка, организуется оказание пораженным медицинской помощи, проводится их сортировка.

В ряде случаев для медицинской эвакуации из зоны ЧС используется авиация, в частности - вертолеты.

В связи с тем, что санитарного и приспособленного транспорта для эвакуации пораженных, как правило, бывает недостаточно, приходится использовать пассажирские и грузовые транспортные средства. При этом необходимо заблаговременно предусматривать мероприятия по их приспособлению для этой цели.

Характеристика и эвакуационные возможности автомобилей, которые могут быть использованы для эвакуации пораженных в ЧС, представлены в таблице 5.3.

 

 

 

 

Таблица 5.3 - Характеристика автомобильного транспорта, используемого для медицинской эвакуации

Марка автомобиля

Количество мест

Максимальная скорость движения, км/ч*

Запас хода по топливу, км

на носилках +

сидя

только сидя

Автомобиль санитарный УАЗ-452А

4+1

7

95

530

Автомобиль санитарный АС-66

9 + 4

22

85

530

Автобус ПАЗ-651 (КЛВЗ-6П)

9 + 4

12

70

500

Автобус ПАЗ-652 (ПАЗ-672)

14 + 4

16

80

400

Автобус РАФ-977Д (РАФ-982)

4 + 2

11

110

330

Автобус ЛИАЗ-677

24 + 5

25

70

550

Грузовой автомобиль ГАЗ-53А

6 + 9

18

80

300

Грузовой автомобиль ГАЗ-66

 

21

95

645

Грузовой автомобиль ЗИЛ-130

6**

21

90

445

Грузовой автомобиль ЗИЛ-131

б**

21

80

645

Грузовой автомобиль Урал-375Д

6**

21

75

480

Грузовой автомобиль Камаз-5320

8**

27

80

500

*    Средняя скорость движения автомобиля с пораженными по грунтовым дорогам - 15-20 км/ч.

**  Только на носилках.

 

При эвакуации важно правильно размещать пораженных в салоне (кузове) автомобиля. Тяжелопораженных, нуждающихся в более щадящих условиях транспортировки, размещают на носилках преимущественно не выше второго яруса. Носилочные пораженные с транспортными шинами, с гипсовыми повязками размещаются на верхних ярусах салона. Головной конец носилок должен быть обращен в сторону кабины и находиться на 10-15 см выше ножного, чтобы уменьшить продольное перемещение пораженных в ходе движения транспорта. Легкопораженные (сидячие) размещаются в эвакотранспортных средствах в последнюю очередь на откидных сидениях, а в грузовых автомобилях на деревянных скамейках (досках), укрепленных между боковыми бортами (рисунок 5.9).

Описание: Нажмите, чтобы посмотреть в полный размер     Описание: Нажмите, чтобы посмотреть в полный размер

Рисунок 5.9 - Грузовой автомобиль ГАЗ-66 (слева) и автоперевязочная АП-2 на базе ГАЗ-6611

 

Загрузку транспорта необходимо осуществлять по возможности однопрофильными по характеру и локализации пораженными. Это значительно облегчает их эвакуацию по назначению, сокращает межбольничные переводы и перевозки. Скорость движения автомобилей определяется состоянием дорожного покрытия, видимостью на дорогах, временем года, суток и т.п.

Определенные преимущества перед автомобильным транспортом, наряду с железнодорожным, имеет речной (морской) транспорт (товарно-пассажирские суда, баржи, скоростные катера, рыболовные и грузовые суда). Переоборудование этих судов производится в минимальном объеме (рисунок 5.10).

Описание: 31551

Рисунок 5.10 - Планировка палуб теплохода «Кардиолог»: 1 — рентгеновская лаборатория; 2 — раздевалка; 3 — камбуз; 4 — кают-компания; 5 — кабинет функциональной диагностики; 6 — регистратура; 7 — кабинет флюорографии; 8 — зал интервьюирования; 9 — кабинет офтальмолога; 10 — кабинет кардиолога; 11 — одно- и двухместные каюты; 12 — кабинет невропатолога.

 

Из воздушных средств для эвакуации пораженных могут быть использованы различные типы самолетов гражданской и военно-транспортной авиации, специально оборудованные для транспортировки пораженных (больных). В салонах самолетов устанавливаются приспособления для носилок, для размещения санитарно-хозяйственного оборудования, медицинского оснащения. Эвакуационные возможности летательных аппаратов, которые могут быть использованы для эвакуации пораженных в ЧС, представлены в таблицах 5.3 и 5.4.

Таблица 5.3 - Эвакуационные возможности воздушных судов

Тип

летательного

аппарата

Количество мест

при варианте компоновки

время переоборудования в санитарный вариант, мин

время погрузки

(выгрузки), мин.

требуемое количество

санитаров-носильщиков

для погрузки (выгрузки)

носилочном

комбинированном

десантном

на

носилках

сидя

на

носилках

сидя

сидя

самолет Як-40

18

-

9

14

24

10

25

6

вертолет Ми-6

40

-

20

29

60

30

30

12

вертолет Ми-8

12

-

6

12

24

15

15

3

вертолет Ми-26

60

8

-

-

74

30

60

10

 

Таблица 5.4 - Эвакуационные возможности специализированных воздушных судов

Тип летательного аппарата

Предназначение

Мед.

бригада

Эваковместимость

Оснащение

Дальность полета

Реанимационно-операционный самолет ИЛ-76МД «Скальпель»

Для эвакуации пораженных и оказания квалифицированной медицинской помощи в полете и на земле

5 чел.

14 носилочных мест

2 операц. стола, Наркон-2 и др. осн.

5 тыс. км

Эвакуационно-реанимационный самолет АН-26М «Спасатель»

Для эвакуации пораженных и оказания им в полете и на земле квалифицированной медицинской помощи по жизненным показаниям

5 чел.

4 лежачих и 4-5 сидячих

операц. стол, наркозные и др. аппараты

2240 км

Медицинский вертолет Ми-8МБ «Биссектриса»

Для эвакуации пораженных и оказания им в полете и на земле врачебной помощи по жизненным показаниям

5 чел.

3 носилочных и одно сидячее место

Аппарат для реанимации и др.

865 км

 

При возникновении массовых санитарных потерь невозможно переоценить использование для транспортировки пораженных тяжелых самолетов и вертолетов, Так, тяжелый грузовой самолет ИЛ-76 может одним рейсом эвакуировать более 100 носилочных пораженных. Этим же самолетом можно доставить в район катастрофы 3 санитарных автомобиля или 50 тонн медицинского груза (рисунок 5.11).

Описание: Image_5

Рисунок 5.11- Авиационный комплекс медицинской эвакуации МЧС России на базе самолета типа ИЛ-76 в варианте с одним модулем реанимации и с штатным бортовым санитарным оборудованием (Эваковместимость комплекса: в модуле реанимации – 2 носилочных места для тяжелопораженных; в транспортной кабине, на штатном бортовом санитарном оборудовании – не менее 32 носилочных мест; итого 34 чел.).

Проведена опытно-конструкторская работа по созданию многоцелевого самолета-амфибии БЕ-200 ЧС. Он предназначен для выполнения ряда задач, включающих пожаротушение, поисково-спасательные, медико-эвакуационные работы, пассажирские и грузовые перевозки и др. Может эксплуатироваться с грунтовых аэродромов с длиной полосы 1800 м, внутренних водоемов и морских акваторий глубиной не менее 2 м при волнении до 1,2 м, а при установке лыжного шасси - и с заснеженных площадок. Самолет рассчитан на 68 пассажиров (рисунок 5.12).

Хорошо себя зарекомендовали санитарные вертолеты МИ-17-1В (на 12 носилочных мест) и МИ-17-1ВЛ. Для оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях в городе применяется вертолет БО-105.

Рисунок 5.12 - Многоцелевой самолет – амфибия БЕ-2004с в варианте медицинской эвакуации пораженных в ЧС (Эваковместимость самолета – 30 носилочных мест).

 

В настоящее время разработан медицинский вертолет КА-226, который может быть использован при проведении спасательных работ в городских условиях, горной местности и при дорожно-транспортных происшествиях. Вертолет имеет 2 носилочных места и 9 сидений. Он призван обеспечить оперативную доставку к месту ЧС квалифицированного медицинского персонала и оказание квалифицированной медицинской помощи как на месте поражения, так и при транспортировке. В эксплуатацию вводится и легкий пассажирский самолет Гжель-101Т, легко трансформируемый в санитарный вариант.

При массовой эвакуации пораженных транспортом большой емкости (воздушным, железнодорожным, водным) в местах погрузки (выгрузки) обычно за счет формирований СМК или местных лечебно-профилактических учреждений развертывается эвакуационный приемник, перед которым ставятся следующие задачи: сортировка, размещение пораженных и больных, подлежащих эвакуации (выгруженных из транспортных средств, прибывших в данный пункт); оказание им необходимой медицинской помощи для подготовки к эвакуации; обслуживание; погрузка в транспортные средства (выгрузка из транспортных средств); эвакуация до назначенных им лечебных учреждений.

В пунктах погрузки (выгрузки) пораженных и больных оборудуются подъездные пути, приспособления для обеспечения погрузки (выгрузки) - сходни, мостики, Для этих целей используют также платформы, трапы, пристани. До погрузки пораженных на транспорт необходимо составить в двух экземплярах пофамильный список эвакуируемых (один экземпляр - с подписью лица, ответственного за эвакуацию, остается в пункте погрузки, а второй - следует с пораженными до пункта назначения). Особенно важно это осуществлять при эвакуации на попутном грузовом и индивидуальном транспорте.

При эвакуации пораженных (больных) в состоянии психического возбуждения принимаются меры, исключающие возможность их падения (фиксация к носилкам лямками, введение седативных лекарственных средств, наблюдение за ними других пораженных, выделение сопровождающих).

С целью равномерной загрузки лечебно-профилактических учреждений (этапов медицинской эвакуации), а также обеспечения доставки пораженных в назначенные им лечебные учреждения необходимо организовать четкое управление эвакуацией.

Для поддержания связи с диспетчерами станций (подстанций) скорой медицинской помощи, другими санитарными машинами и лечебными учреждениями при решении управленческих задач эвакуации следует шире использовать возможности портативных радиостанций машин скорой медицинской помощи, ГИБДД, аварийно-спасательных формирований.

Подготовка пораженных к эвакуации является важнейшим мероприятием ЛЭО в ЧС. Любая транспортировка тяжелопораженных неблагоприятно влияет на состояние здоровья и течение у них патологического процесса. Многие тяжелопораженные не способны перенести транспортировку из очага ЧС в стационарное ЛПУ и могут погибнуть в пути следования.

По эвакуационному признаку всех пораженных разделяют, как правило, на следующие группы:

подлежащих эвакуации;

подлежащих оставлению на данном этапе медицинской эвакуации временно или до окончательного исхода (по тяжести состояния);

подлежащих возвращению по месту жительства для амбулаторно-поликлинического наблюдения участкового врача и лечения.

На каждом этапе пораженным перед отправкой на следующий этап оказывают соответствующий объем медицинской помощи. После неотложных оперативных вмешательств пораженные, как правило, на какой-то период становятся временно нетранспортабельными. Сроки их нетранспортабельности зависят от характера травмы, сложности операции и вида транспортного средства, выделяемого для эвакуации на следующий этап медицинской эвакуации. Нетранспортабельных, в этом случае, размещают в противошоковом отделении (отделении интенсивной терапии) или в отделении временной госпитализации, где и проводят им необходимое патогенетическое лечение до выведения из состояния нетранспортабельности.

В первую очередь подлежат эвакуации пораженные после оказания медицинской помощи по неотложным показаниям; с проникающими ранениями живота, черепа, груди; с наложенными кровоостанавливающими жгутами и т.д. При прочих равных условиях предпочтение в очередности эвакуации отдается детям и беременным женщинам.

При эвакуации пораженных автомобильным транспортом необходимо выдерживать следующие сроки после оказания квалифицированной хирургических помощи:

пораженные с огнестрельными переломами конечностей могут быть эвакуированы на 2-3 сутки после операции;

пораженные с ранениями в грудь после торакотомии, ушивания пневмоторакса или торакоцентеза – на 2-4 сутки;

пораженные с ранениями в голову – через 21-28 суток после операции.

Если для эвакуации используется авиационный транспорт, то 75-90% пораженных могут быть эвакуированы в 1-2 сутки. В тоже время эвакуация пораженных авиационным транспортом в послеоперационном периоде имеет свои противопоказания. К ним относятся:

продолжающееся внутреннее или не остановленное наружное кровотечение;

невосполненная тяжелая кровопотеря;

выраженные нарушения деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, требующие интенсивной терапии;

шок II-III степени;

недренированный закрытый или клапанный пневмоторакс;

выраженный парез кишечника после лапаротомии;

септический шок;

жировая эмболия.

Абсолютными противопоказаниями к медицинской эвакуации пораженных любым транспортом и по срокам нетранспортабельности пораженных после перенесенных хирургических операций являются следующие:

подозрение на продолжающееся внутреннее и не остановленное наружное кровотечение;

тяжелая кровопотеря;

ранние сроки после выполнения сложных оперативных вмешательств;

шок II-III степени;

не дренированный закрытый или не устраненный напряженный пневмоторакс;

ранения и травмы черепа и головного мозга с утратой зрачковых и корнеальных рефлексов,

синдромом сдавления головного и спинного мозга, менингоэнцефалия, продолжающаяся ликворея;

состояние после трахеостомии (до установления устойчивого внешнего дыхания);

тяжелые формы дыхательной недостаточности, эмпиема плевры и септическое состояние при ранениях (повреждениях) груди;

разлитой перитонит, внутрибрюшинные абсцессы, острая кишечная непроходимость, угроза и признаки эвентрации внутренних органов;

гнойно-мочевые затеки, септическое состояние при ранениях органов мочеполовой сферы;

острые гнойно-септичекие осложнения при ранениях длинных трубчатых костей, костей таза и крупных суставов;

анаэробная инфекция и столбняк;

тромбоз магистральных сосудов, состояние после перевязки наружной и общей сонной артерии (до снятия швов);

 признаки жировой эмболии;

острая печеночно-почечная недостаточность;

ранения (повреждения) несовместимые с жизнью (терминальное состояние).

Эвакуация пораженных из очага АОХВ организуется в соответствии с общими принципами, хотя и имеет некоторые особенности. Например, основной массе тяжелопораженных АОХВ потребуется лечение в непосредственной близости от зоны ЧС до их выведения из нетранспортабельного состояния с последующей эвакуацией в ближайшие лечебно-профилактические учреждения, способные оказать исчерпывающую медицинскую помощь и провести полноценное лечение.

Эвакуация больных из очагов особо опасных инфекционных заболеваний, как правило, не производится или резко ограничена. В случае выполнения требований противоэпидемического режима с целью недопущения рассеивания инфекции на путях эвакуации предусматривается: выделение специальных путей эвакуации; безостановочное движение через населенные пункты, по улицам городов; наличие средств дезинфекции в автотранспорте и сбора выделений у больных; сопровождение транспорта медицинским персоналом; организация санитарно-контрольного пункта при выезде из очагов и др.

Следует иметь в виду, что все виды медицинской помощи имеют две общие цели: спасение жизни пораженного в данный момент и предупреждение возможных тяжелых осложнений, ведущих к смертельному исходу.

Проводимые мероприятия первой медицинской, доврачебной и первой врачебной помощи не имеют в своем перечне вмешательств, которые приводят к нетранспортабельности пораженных. Все основные мероприятия этих трех видов медицинской помощи направлены на подготовку пораженных к эвакуации.

При оказании квалифицированной и специализированной медицинской помощи пораженным некоторые вмешательства (все полостные и другие сложные операции) приводят к их нетранспортабельности тем или иным транспортом на некоторое время. Нетранспортабельность – это состояние пораженного, обусловленное самим поражением или перенесенным медицинским вмешательством, не позволяющее эвакуировать его в связи с возможностью возникновения тяжелых осложнений (вплоть до смертельного исхода), вызванных условиями транспортировки.

К группе нетранспортабельных относят тех пораженных, которые нуждаются в дальнейшей эвакуации на последующий этап, но не способны перенести ее по тяжести состояния здоровья. В эту группу не включаются лица, имеющие несовместимые с жизнью повреждения (они не нуждаются в эвакуации, а нуждаются в облегчении страданий). Нетранспортабельных пораженных на этапе оказания первой врачебной помощи не выделяют.

Правильно выполненные мероприятия первой врачебной помощи по жизненным показаниям лицам, не имеющим несовместимых с жизнью травм, обеспечивают подготовку пораженных к дальнейшей эвакуации. В особых случаях необходимо обеспечить поддержание жизненно важных функций органов и систем в пути следования. Другого выбора в условиях ЧС в настоящее время нет.

Нетранспортабельные пораженные подлежат временной госпитализации с целью проведения интенсивной терапии. Сроки нетранспортабельности зависят: от вида транспорта, на котором эвакуируют пострадавшего; характера медицинского вмешательства; тяжести состояния здоровья, обусловленного самим поражением и некоторых других причин.

При подготовке пораженного к эвакуации он должен быть приведен в транспортабельное состояние. В случае смерти пострадавшего в пути следования юридическую ответственность несет врачебный состав, давший разрешение на эвакуацию.

Сопроводительный лист (для пораженного в ЧС) и все личные документы должны находиться при каждом эвакуируемом.

С появлением специально оборудованных авиационных транспортных средств, таких как самолеты АН-26М «Спасатель», Ил-76 МД «Скальпель», вертолеты МИ-8М «Биссектриса» вопрос о нетранспортабельности пораженных становится все менее актуальным, уступая место вопросу о ее целесообразности, имея в виду прогноз у каждого конкретного пораженного, а также соответствие количества мест в санитарном транспорте числу пораженных.

Загрузка транспорта по возможности однопрофильными по характеру (хирургический, терапевтический и т.д.) и локализации поражения значительно облегчает эвакуацию не только по направлению, но и по назначению, сокращая до минимума межбольничные перевозки. Для этого следует шире использовать возможности портативных радиостанций машин скорой медицинской помощи для поддержания связи с медицинским распределительным постом, диспетчерами, другими машинами, с лечебно-профилактическими учреждениями для обмена информацией об обстановке в очаге и загрузке медицинских учреждений.

Непосредственно в очаге ЧС должен работать не только санитарной транспорт с целью медицинской эвакуации, но и для оказания медицинской помощи. Отечественной промышленностью разработан ряд специализированных медицинских автомобилей:

1). Передвижной медицинский кабинет на базе автобуса ПАЗ-4234. Предназначен для проведения лабораторной и функциональной диагностики всех категорий населения вне стационарных лечебных учреждений. Оснащен сложным медицинским оборудованием (рисунок 5.13).

Описание: Передвижной медицинский комплекс - спецавтобус "лаборатория и диагностика"

Рисунок 5.13 - Передвижной медицинский кабинет на базе автобуса ПАЗ-4234

 

Установленное оборудование позволяет проводить:

гинекологические обследования,

весь комплекс биохимических и гематологических анализов,

диагностику заболеваний органов пищеварительной системы,

кардиологическое обследование и диагностику заболеваний органов дыхания, кровеносной системы,

профилактику и диагностику заболеваний органов зрения, слуха, пищеварения, органов брюшной полости,

раннюю диагностику сахарного диабета, онкологических заболеваний, заболеваний социального характера, венерологических заболеваний,

профилактическую вакцинацию в выездных условиях и другое.

Передвижной лабораторно-диагностический кабинет состоит из 4 отсеков: кабина водителя, пассажирский салон на 7-8 мест, процедурный салон, гинекологическое отделение (рис. 5.14). Кабина водителя отделена от пассажирского салона сплошной перегородкой. Пассажирский салон отделен от процедурного перегородкой с распашной дверью или проемом с ширмой. Вход в гинекологическое отделение через вторую наружную дверь. Двери в автобус - распашные с дополнительной герметизацией. Оконные проемы - двойные стеклопакеты.

Описание: схема передвижного медицинского комплекса - спецавтобуса "лаборатория и диагностика"

Рисунок 5.14 - Схема передвижного кабинета

 

Основное медицинское оборудование (рисунок 5.15): анализатор биохимический, анализатор гематологический, аппарат УЗИ, гастрофиброскоп, электрокардиограф, кресло гинекологическое, кушетка медицинская, глюкометр с тестполосками, набор для оториноларинголога, набор для офтальмолога, тонометр, стерилизатор, стерильная камера, лампа бактерицидная, стул медицинский.

Описание: оборудование автобуса Описание: оборудование автобуса Описание: оборудование автобуса Описание: оборудование автобуса

Рисунок 5.15 - Основное медицинское оборудование

Вспомогательное оборудование и системы жизнеобеспечения (рисунок 5.16): водоснабжение (емкость для воды на 50 – 80 л, мойка из нерж. стали, насос для подачи воды 12В, электроводонагреватель на 15 л, канистра для сбора использованной воды на 30 л. дозатор жидкого мыла, держатель бумажных полотенец); отопление, вентиляция, кондиционирование (дополнительный отопитель Webasto (Германия), дополнительные теплообменники в салонах автобуса, крышные приточно-вытяжные вентиляторы Webasto (Германия), напольный кондиционер); освещение (лампы дневного света 220В, аварийное освещение салона 12 В); электрообеспечение (устройство подключения к внешней сети электропитания 220В (эл. кабель 50м), дополнительный аккумулятор, зарядное устройство для аккумулятора, электророзетки для подключения оборудования, холодильник автомобильный, электрический генератор 3кВт , 220В); мебель (шкаф для одежды с двумя отсеками, подвесной шкаф для расходных материалов, столы тумбы с выдвижными ящиками, шкаф-стеллаж для оборудования и хранения расходных материалов, откидной стол в пассажирском отсеке).

Описание: водоснабжение Описание: оборудование автобуса Описание: 6731 Описание: оборудование автобуса

Рисунок 5.16 - Вспомогательное оборудование и системы жизнеобеспечения

 

 

2). Передвижной стоматологический кабинет на базе автобуса ПАЗ-3205 (ПАЗ-3206), ПАЗ-4234. Предназначен для оказания терапевтической и хирургической стоматологической помощи вне стационарных стоматологических лечебных учреждений.

Описание: передвижной медицинский комплекс - спецавтобус "Стоматологическая помощь - лечение и протезирование"

Рисунок 5.17 - Передвижной стоматологический кабинет на базе автобуса

ПАЗ-3205 (ПАЗ-3206), ПАЗ-4234

 

Установленное оборудование позволяет проводить:

профилактику и диагностику дентальных заболеваний с применением дентального рентгеновского аппарата и системы компьютерной дентальной радиовизиографии;

печатать рентгеновские снимки на бумагу с помощью цветного принтера и сохранение снимков в компьютерной базе данных;

пломбирование зубов с применением различных пломбировочных материалов, хирургические стоматологические операции;

дополнительно установленное вспомогательное кресло позволяет проводить весь комплекс работ по протезированию зубов.

Передвижной кабинет состоит из 3 отсеков: кабина водителя, пассажирский салон, лечебный салон (рисунок 5.18 и 5.19). Кабина водителя отделена от пассажирского салона сплошной перегородкой. Пассажирский салон отделен от лечебного перегородкой с распашной дверью.

 

Описание: стоматологический кабинет

Рисунок 5.18 - Схема передвижного кабинета на базе автобуса ПАЗ-3205

(1. Сдвоенное пассажирское сиденье; 2. Пассажирское сидень; 3. Стол; 4. Шкаф для одежды: 5. Шкаф-стеллаж; 6. Стол-тумба; 7. Мойка; 8. Стоматологическая установка; 9. Компрессор; 10. Дентальный рентгеновский аппарат; 11. Стул медицинской сестры (2 шт.); 12. Столик стомат. Передвижной; 13. Перегородка с дверью; 14. Водонагреватель; 15.Емкость для воды).

Описание: стоматологический кабинет

Рисунок 5.19 - Схема передвижного кабинета на базе автобуса ПАЗ-4234

(1. Одноместное пассажирское сиденье; 2. Стол; 3. Двуместное пассажирское сиденье; 4. Стоматологическая установка; 5. Стол-тумба; 6. Дентальный рентгеновский аппарат; 7. Компрессор; 8. Шкаф для расходных материалов; 9. Стул врача; 10. Стеллаж для стерилизатора и стер. камеры; 11. Мойка; 12. Шкаф для одежды; 13. Распашные двери).

 

Основное медицинское оборудование (рисунок 5.20): стоматологическая установка; компрессор стоматологический в шумозащитном корпусе; дентальный рентгеновский аппарат (по желанию Заказчика); стул стоматологический; стол для стоматолога; система компьютерной радиовизиографии в комплекте с компьютером и цветным принтером; лампа полимеризационная; стерилизатор  суховоздушный; стерильная камера для инструментов; лампа бактерицидная потолочная; набор стоматологических инструментов.

Современное стоматологическое оборудование, возимый запас медикаментов и расходных материалов, современное стерилизационное оборудование обеспечивают автономную длительную работу передвижного медицинского комплекса в течение длительного времени.

 

Описание: стоматологическое оборудованиеОписание: стоматологическое оборудование 

Рисунок 5.20 - Основное медицинское оборудование

 

Вспомогательное оборудование и системы жизнеобеспечения такие же, как на базе автобуса ПАЗ-4234.

 

3). Передвижной флюорографический кабинет на базе автобуса ПАЗ-3205 (ПАЗ 3206 - колесная формула 4х4) или ПАЗ-4234. Предназначен для проведения массовых рентгеновских обследований всех категорий населения с целью раннего обнаружения туберкулеза и других заболеваний органов грудной клетки вне стационарных лечебных учреждений: на предприятиях; в учебных заведениях; в воинских частях; в сельской местности; в пенитенциарных учреждениях; в лагерях беженцев и т.д. (рисунок 5.21)

Описание: передвижной медицинский комплекс - спецавтобус "Передвижной флюорограф"

Рисунок  - Передвижной флюорографический кабинет

Передвижной кабинет состоит из 3 отсеков: кабина водителя, пассажирский  салон, процедурный салон (рисунок 5.22).

Описание: флюорографический кабинет

Рисунок 5.22 - Схема передвижного кабинета на базе автобуса ПАЗ-3205 (ПАЗ-3206) (1. Сдвоенное пассажирское сиденье; 2. Стол; 3. Одинарное пассажирское сидение; 4. Шкаф для одежды; 5. Перегородка глухая; 6. Стол; 7. Стул врача; 8. Флюорографический аппарат; 9. Одинарное пассажирское сидение; 10. Стол; 11. Генератор)

 

Кабина водителя отделена от пассажирского салона сплошной «северной» перегородкой. Пассажирский салон также отделен от процедурного сплошной перегородкой. Стены, потолок и перегородки процедурного отсека внутри облицованы листовым свинцовосодержащим материалом, пол застелен свинцовосодержащей резиной. Оконные проемы в процедурном салоне забраны металлом. Двери в автобус - распашные с дополнительной герметизацией.

Основное медицинское оборудование (рисунок 5.23): Вариант 1: Комплекс рентгеновский флюорографический КРФ-111: рентгенозащитная кабина, среднечастотное питающее устройство, излучатель, диафрагма, флюорографическая камера КФ-400 или RK-70 «Карл Цейс» (Германия). Вариант 2: Комплекс рентгеновский флюорографический передвижной цифровой с компьютерным управлением и преобразованием изображения КРФ-112 «ФЛЮКАР», разработанный на базе рентгеновского флюорографического цифрового аппарата 12ФК-1.

Описание: флюорограф

Рисунок 5.23 - Комплекс рентгеновский флюорографический КРФ-111

 

Современное флюорографическое оборудование, возимый запас расходных материалов обеспечивают автономную работу передвижного медицинского комплекса в течение длительного времени.

Вспомогательное оборудование и системы жизнеобеспечения такие же, как на базе автобуса ПАЗ-4234.

Передвижной медицинский комплекс обеспечивает сохранение комфортных условий работы при температуре окружающего воздуха от -30С до +40С.

 

4). Спецавтобус «Женское здоровье» - Передвижной маммографический кабинет на базе автобуса ПАЗ-3205 (ПАЗ-4234).

Описание: Спецавтобус «Женское здоровье»

Рисунок 5.24 -  Передвижной маммографический кабинет

 

Предназначен для массового рентгенологического обследования женщин с целью раннего обнаружения рака или других заболеваний молочной железы вне стационарных лечебных учреждений: на предприятиях; в учебных заведениях; в городской и сельской местности; в пенитенциарных учреждениях; в лагерях беженцев; в отдаленных районах и т.д.

Варианты оснащения и назначения передвижных медицинских комплексов.

Передвижной кабинет состоит из 4 отсеков: кабина водителя; пассажирский салон; процедурный отсек; отсек медперсонала.

Описание: Передвижной комплекс "Женское здоровье"

Рисунок 5.25 - Схема передвижного кабинета на базе автобуса ПАЗ-3205 (ПАЗ-3206) (1. Сдвоенное пассажирское сиденье; 2. Стол; 3. Одинарное пассажирское сиденье; 4. Шкаф для одежды; 5. Перегородка с дверью; 6. Кушетка; 7. Шкаф для расходных материалов; 8. Проявочная машина; 9. Стул лаборанта; 10. Стул врача; 11. Стол-тумба; 12. Маммограф; 13. Кондиционер).

 

Описание: Передвижной комплекс "Женское здоровье"

Рисунок 5.26 - Схема передвижного кабинета на базе автобуса ПАЗ-4234 (1. Одноместное пассажирское сиденье; 2. Проявочная комната; 3. Кушетка смотровая; 4. Аппарат УЗИ; 5. Рабочий стол; 6. Маммограф; 7. Стол-тумба; 8. Рабочая станция; 9. Стул врача; 10. Туалетная комната; 11. Дверь; 12. Шкаф для одежды; 13. Распашные двери; 14. Кресло пациента; 15. Ширма защитная).

 

Кабина водителя отделена от пассажирского салона сплошной «северной» перегородкой. Пассажирский салон также отделен от процедурного перегородкой с распашной дверью. Стены, потолок, и перегородки процедурного отсека внутри облицованы листовым свинцовосодержащим материалом, пол застелен свинцовосодержащей резиной. Оконные проемы в процедурном салоне забраны металлом.

Основное медицинское оборудование (варианты): маммограф «Маммограф MAMMOMAT 1000» (Siemens); маммограф «Planmed Sophie Classic mobile» (рисунок 5.27).

 

 

 

 

Рисунок 5.27 - «Маммограф MAMMOMAT 1000» (Siemens)

 

Современное медицинское оборудование, возимый запас расходных материалов обеспечивают автономную работу передвижного медицинского комплекса в течение длительного времени.

Вспомогательное оборудование и системы жизнеобеспечения такие же, как на базе автобуса ПАЗ-4234.

Передвижной медицинский комплекс обеспечивает сохранение комфортных условий работы при температуре окружающего воздуха от -30С до +40С.

 

5). Спецавтобус «Донор». Передвижной медицинский комплекс для службы крови на базе автобуса ПАЗ-3205 (ПАЗ-3206), ПАЗ-4234.

Описание: передвижной медицинский комплекс - спецавтобус "Донор"

Рисунок   - Передвижной медицинский комплекс для службы крови

 

Предназначен для выезда бригады трансфузиологов к месту непосредственного забора донорской крови, её первичной переработки, обеспечения сохранности фракций крови в специальном холодильном оборудовании и транспортировки к местам долговременного хранения. Оснащен современным медицинским оборудованием. Обеспечивает комфортные условия работы выездной бригады численностью до 15 человек и приема доноров при температуре окружающего воздуха от -300 до +400С. Использование комплекса гарантирует минимальные финансовые затраты при заборе донорской крови как в крупных городах, так и в отдаленных сельских районах.

Имеется три варианта оснащения передвижного медицинского комплекса: 1) спецавтобус для заготовки, хранения и транспортировки донорской крови; 2) спецавтобус для заготовки, первичной переработки, хранения и транспортировки донорской крови; 3) спецавтобус для заготовки, хранения и транспортировки донорской крови. Вспомогательное оборудование и системы жизнеобеспечения такие же, как на базе автобуса ПАЗ-4234.

Спецавтобус для заготовки, хранения и транспортировки донорской крови. Передвижной медицинский комплекс разработан на базе автобуса ПАЗ-4234 и состоит из 4 отсеков: кабина водителя; пассажирский салон на 7-8 мест; процедурный салон; операционное отделение (место забора донорской крови).

Кабина водителя отделена от пассажирского салона сплошной перегородкой. Пассажирский салон отделен от процедурного перегородкой с распашной дверью или проемом с ширмой, процедурный салон отделен от операционного отделения также сплошной перегородкой с распашной дверью. Забор крови производится в операционном салоне. Наружные двери в автобус - распашные с дополнительной герметизацией. Оконные проемы - двойные стеклопакеты. На правой стороне автобуса надпись «Донор. Служба крови».

Описание: служба крови

Рисунок 5.28 - Схема передвижного кабинета на базе автобуса ПАЗ-4234 (вариант 1-1) (I-кабина водителя, II-пассажирский салон, III-процедурный блок, IV-операционный блок: 1. Шкаф для одежды; 2. Одноместное пассажирское сиденье; 3. Столик откидной; 4. Холодильник-термостат; 5. Стол-тумба; 6. Кресло донора; 7. Кресло медрегистратора; 8. Шкаф для расходных материалов; 9. Стол-мойка).

 


Описание: служба крови

Рисунок 5.29 - Схема передвижного кабинета на базе автобуса ПАЗ-3205 (вариант 1-2) (I-кабина водителя, II-пассажирский салон, III-процедурный блок, IV-операционный блок: 1.Одноместное пассажирское сиденье; 2. Столик откидной; 3. 2-х местное пассажирское сиденье; 4. Кресло донора; 5. Шкаф-пенал; 6. Холодильник-термостат; 7. Шкаф для одежды).

 

Кабина водителя отделена от пассажирского салона сплошной перегородкой. Пассажирский салон отделен от операционного перегородкой с распашной дверью или проемом с ширмой, операционный отсек отделен от технологического также сплошной перегородкой с распашной дверью. Забор крови производится в операционном отсеке.

Основное медицинское оборудование: медицинский холодильник для хранения донорской крови; комплект оборудования для определения группы крови; стол-подставка для взятия крови; кресло донора (2-3 шт.) или стул донора (3-4 шт.); стул медицинской сестры - 3 шт.; весы для забора крови с перемешиванием; лампы бактерицидные; комплект расходных медицинских Описание: холодильник-термостатматериалов.

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 5.30 - Медицинский холодильник для хранения донорской крови

 

Спецавтобус для заготовки, первичной переработки, хранения и транспортировки донорской крови. В этом варианте спецавтобуса заготовка донорской крови происходит в пневмокаркасном модуле, который транспортируется в специальном отсеке автобуса. В этом же отсеке в специальных металлических, герметично закрытых контейнерах перевозится медицинское оборудование, необходимое при заборе донорской крови.

Описание: оборудование спецавтобуса

Рисунок 5.31 - Пневмокаркасный модуль в сборном состоянии

 

Передвижной медицинский комплекс разработан на базе автобуса ПАЗ-4234 и состоит из 4 отсеков: кабина водителя; пассажирский салон на 5-6 мест; технологический отсек; грузовой отсек

Кабина водителя отделена от пассажирского салона сплошной перегородкой. Пассажирский салон отделен от технологического отсека перегородкой с распашной дверью. Технологический отсек отделен от грузового отсека сплошной перегородкой. Забор крови производится в разворачиваемом пневмокаркасном модуле. Наружные двери в автобус - распашные с дополнительной герметизацией. Оконные проемы - двойные стеклопакеты. На правой стороне автобуса надпись «Донор. Служба крови».

Описание: служба крови

Рисунок 5.32 - Схема передвижного кабинета на базе автобуса ПАЗ-4234 (I-кабина водителя, II-пассажирский салон, III-технологический отсек, IV-грузовой отсек: 1. Одноместное пассажирское сиденье; 2. Шкаф-пенал; 3. Быстрозамораживатель; 4. Стол рабочий для центрифуги; 5. Перегородка с дверью; 6. Холодильник-термостат; 7. Холодильник-термостат; 8. Шкаф-стеллаж; 9. Шкаф; 10. Шкаф ламинарный; 11. Перегородка глухая; 12. Генератор).

 

Основное медицинское оборудование (рис.    ): холодильник-термостат на 252 «Гемакона», V внут. - 270л.; морозильная термокамера для хранения замороженной плазмы , V внут. -270 л.; кассеты - укладки для размещения полимерных контейнеров, 36 штук; быстрозамораживатель плазмы крови; ламинарный бокс 2 класса биологической защиты; тонометр-автомат -3 шт.; оборудование для определения группы крови - 2 шт.; перфоратор лазерный; держатель капельниц - 6 шт.; стол-подставка для взятия крови - 6 шт.; кресло донора (стул донора) - 6 шт.; стул медицинской сестры - 6 шт.; центрифуга рефрижераторная; помешиватель-дозатор; плазмоэкстрактор механический - 2шт.; запаиватель ручной; лампы бактерицидные - 3шт.; столик под помешиватель-дозатор низкий - 6 шт.

 

 

 

Описание: donor-oborud1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 5.33 - Основное медицинское оборудование

Расходные материалы (по желанию Заказчика) пробирки вакуумные с иглой и холдером, спиртовые и йодные тампоны на палочке, контейнеры пластиковые сдвоенные, 450/300 мл.

Пневмокаркасный модуль, включая устройство наддува, регулятор перепада давления, кабельная сеть с щитом питания и фонарями, бензиновый или дизельный отопительно-вентиляционный агрегат.

Спецавтобус для заготовки, хранения и транспортировки донорской крови. Этот вариант спецавтобуса предназначен для перевозки выездной медицинской бригады (до 15 человек), забора донорской крови вне спецавтобуса, её длительное хранение при оптимальных температурных режимах и дальнейшая транспортировка к местам переработки и стационарного хранения.

Передвижной медицинский комплекс разработан на базе автобуса ПАЗ-3205 и состоит из 3 отсеков: кабина водителя; пассажирский  салон на 5-15 мест; технологический отсек.

Кабина водителя отделена от пассажирского салона сплошной перегородкой. Наружные двери - основная и запасная - распашные с дополнительной герметизацией. Оконные проемы - двойные стеклопакеты. На правой стороне автобуса надпись «Донор. Служба крови».

Описание: служба крови

Рисунок 5.34 - Схема передвижного кабинета на базе автобуса ПАЗ-3205 (вариант 3-1: 1. Одноместное пассажирское сиденье; 2. Стол откидной; 3. 2-х местное пассажирское сиденье; 4. Морозильник-термостат; 5. Шкаф; 6. Холодильник-термостат; 7. Быстрозамораживатель).

 

Описание: служба крови

Рисунок 5.35 - Схема передвижного кабинета на базе автобуса ПАЗ-4234 (вариант 3-2: 1. Сиденье штатное тройное; 2. Сиденье штатное сдвоенное; 3. Стол; 4. Сиденье штатное; 5. Шкаф; 6. Сиденье штатное; 7. Перегородка с дверью; 8. Холодильник-термостат; 9. Размораживатель; 10. Центрифуга; 11. Шкаф; 12. Морозильник-термостат; 13. Быстроразмораживатель).

 

Описание: служба крови

Рисунок 5.36 - Схема передвижного кабинета на базе автобуса ПАЗ-3205 (вариант 3-3: I-кабина водителя, II-пассажирский салон, III-технологический отсек: 1. Холодильник-термостат; 2. Шкаф для расходных материалов; 3. Шкаф для одежды; 4. Шкаф; 5. Индивидуальные пассажирские сиденья (15 шт.); 6. Столик откидной; 7. Холодильник).

 

Основное медицинское оборудование: холодильник-термостат на 252 «Гемакона», V внут. - 270л.; морозильная термокамера для хранения замороженной плазмы , V внут. -270 л.; кассеты - укладки для размещения полимерных контейнеров, 36 штук; быстрозамораживатель плазмы крови; лампы бактерицидные - 2шт.

Современное медицинское оборудование, возимый запас медикаментов и расходных материалов обеспечивают автономную работу передвижного медицинского комплекса в течение длительного времени. Передвижной медицинский комплекс обеспечивает сохранение комфортных условий работы при температуре окружающего воздуха от -30С до +40С.

 

Контрольные вопросы и задания для закрепления пройденного материала.

1. Назовите условия, влияющие на организацию системы лечебно-эвакуационного обеспечения населения РФ в результате чрезвычайны ситуаций.

2. Что Вы понимаете под лечебно-эвакуационным обеспечением и дайте характеристику известным Вам системам лечебно-эвакуационного обеспечения пострадавшего населения в чрезвычайных ситуациях.

3. Объясните существующие принципы лечебно-эвакуационного обеспечения при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций федерального и регионально характера, муниципального и (или) локального характера.

4. Дайте определение вида медицинской помощи. Какие виды медицинской помощи Вы знаете.

5. Дайте характеристику первой помощи.

6. Дайте характеристику доврачебной (фельдшерской) помощи.

7. Дайте характеристику первой врачебной помощи.

8. Дайте характеристику квалифицированной медицинской помощи.

9. Дайте характеристику специализированной медицинской помощи и медицинской реабилитации.

10. Охарактеризуйте деятельность этапа медицинской эвакуации.

11. Дайте определение медицинской сортировки. Какие виды медицинской сортировки Вы знаете.

12. Где и как регистрируются решения по медицинской сортировке пострадавших в чрезвычайной ситуации.

13. Объясните алгоритм работы сортировочной бригады.

14. Как и на каких средствах организуется медицинская эвакуация пострадавших из зоны чрезвычайной ситуации.

15. Объясните понятие нетранспортабельности.