6.3.1. Медико-тактическая характеристика транспортных катастроф.

 

Транспорт является одной из важнейших отраслей экономики страны. Он обслуживает как производственные, так и бытовые нужды общества. Ежегодно в России перевозится транспортом около 3,5 млрд. тонн грузов. Транспортное сообщение и грузоперевозки, как это не прискорбно, сопровождаются колоссальным числом катастроф, аварий и происшествий, в которых погибает и травмируется большое число людей, а также наносится огромный материальный ущерб и вред окружающей среде.

Лидерство по количеству трагических последствий и материальному ущербу принадлежит автомобильному транспорту – он является самым аварийным не только в нашей стране, но и в других странах. Ежегодно в мире, погибает более 300 тыс. человек и около 8 млн. получают ранения и увечья на этом виде транспорта, в том числе в США – около 55 тыс. и 2 млн., в России – около 30 тыс. и более 180 тыс. соответственно.

Так, по данным штаба ВСМК, в Российской Федерации среди зарегистрированных в 2005 г. антропогенных и природных ЧС, в которых пострадало 3 и более человек, на долю транспортных приходилось 68,1 %. Хотя при транспортных происшествиях санитарные потери составили лишь 19,3 %, количество погибших достигает 54,8 % от  общего числа. Последнее обстоятельство указывает на значительную тяжесть повреждений, получаемых в этих ЧС. Из всех транспортных происшествий дорожно-транспортные составили 94,2 %, происшествия на водном транспорте - 3,9 %, на авиационном - 1,4 %, на железнодорожном - 0,5 %.

К особенностям транспортных аварий (катастроф) и отягощающим факторам можно отнести следующее (табл. 6.36).

Таблица 6.36 - Зависимость особенностей транспортных аварий (катастроф) от отягощающих факторов

Отягощающие факторы транспортных аварий (катастроф)

Особенности транспортных аварий

(катастроф)

а) аварии и катастрофы происходят, как правило, в пути следования, внезапно, в большинстве случаев при высокой скорости движения транспорта;

это приводит к тяжелым телесным повреждениям у пострадавших, которые сопровождаются шоком и часто заканчиваются  их гибелью;

б) несвоевременное получение достоверной информации о случившемся;

приводит к запаздыванию помощи, росту числа жертв, в том числе из-за отсутствия навыков выживания у пострадавших;

в) отсутствие, как правило, на начальном этапе работ специальной техники, необходимых средств тушения пожаров и трудности в организации эффективных способов эвакуации из аварийных транспортных средств;

это приводит к увеличению времени до оказания эффективной медицинской помощи;

г) трудность в выявлении пострадавших и их численности на месте аварии или катастрофы, сложность в организации массовой эвакуации в медицинские учреждения с учетом специфики транспортировки и последующего лечения;

это осложняет принятие решения о потребных силах и средствах для оказания медицинской помощи и последующей эвакуации;

д) усложнение обстановки;

в случае аварии транспортных средств, перевозящих опасные вещества;

е) необходимость организации поиска останков погибших и вещественных доказательств на месте катастрофы (часто на больших площадях);

ж) необходимость организации приема, размещения и обслуживания (питание, услуги связи, оказание медико-психологической помощи, транспортировка и др.) прибывающих родственников пострадавших и организация отправки погибших к местам их захоронения;

з) необходимость скорейшего возобновления движения по транспортным коммуникациям.

 

Также разработан прогноз о возможных медицинских последствиях при наиболее вероятных транспортных авариях (катастрофах) (табл. 6.37).

 

 

 

 

Таблица 6.37 - Данные прогноза о медицинских последствиях наиболее вероятных транспортных авариях (катастрофах).

Виды аварий

(катастроф)

Механизм (обстоятельства) возникновения травм

Поражения

Соотношение числа

погибших и раненых

Ожидаемое среднее

число

пострадавших

Основные виды патологии, их

отношение к

одиночным

травмам

Авиационные

Авиакатастрофа

10-100

Множественные и сочетанные травмы, в отдельных случаях комбинированные (механотермические),

10 : 1

10 : 1

Автомобильные

Дорожно-транспортное

происшествие

До 10

То же, 10 : 1

10 : 1

Судовые

(корабельные)

Кораблекрушения

10-100

Множественные и сочетанные, холодовые травмы,

1 : 1

-

Железнодорожные

Железнодорожные катастрофы

10-100

Множественные и сочетанные травмы, 10 : 1

1 : 10