6.3.1. Медико-тактическая характеристика транспортных катастроф.
Транспорт
является одной из важнейших отраслей экономики страны. Он обслуживает как
производственные, так и бытовые нужды общества. Ежегодно в России перевозится
транспортом около 3,5 млрд. тонн грузов. Транспортное сообщение и
грузоперевозки, как это не прискорбно, сопровождаются колоссальным числом
катастроф, аварий и происшествий, в которых погибает и травмируется большое
число людей, а также наносится огромный материальный ущерб и вред окружающей
среде.
Лидерство по количеству трагических
последствий и материальному ущербу принадлежит автомобильному транспорту – он
является самым аварийным не только в нашей стране, но и в других странах.
Ежегодно в мире, погибает более 300 тыс. человек и около 8 млн. получают
ранения и увечья на этом виде транспорта, в том числе в США – около 55 тыс. и 2
млн., в России – около 30 тыс. и более 180 тыс. соответственно.
Так, по
данным штаба ВСМК, в Российской Федерации среди зарегистрированных в
К
особенностям транспортных аварий (катастроф) и отягощающим факторам можно
отнести следующее (табл. 6.36).
Таблица 6.36
- Зависимость особенностей транспортных аварий (катастроф) от отягощающих
факторов
Отягощающие факторы
транспортных аварий (катастроф) |
Особенности транспортных
аварий (катастроф) |
а) аварии и катастрофы происходят, как
правило, в пути следования, внезапно, в большинстве случаев при высокой
скорости движения транспорта; |
это приводит к тяжелым телесным повреждениям
у пострадавших, которые сопровождаются шоком и часто заканчиваются их гибелью; |
б)
несвоевременное получение достоверной информации о случившемся; |
приводит к запаздыванию помощи, росту
числа жертв, в том числе из-за отсутствия навыков выживания у пострадавших; |
в) отсутствие, как правило, на начальном
этапе работ специальной техники, необходимых средств тушения пожаров и трудности
в организации эффективных способов эвакуации из аварийных транспортных
средств; |
это
приводит к увеличению времени до оказания эффективной медицинской помощи; |
г) трудность в выявлении пострадавших и
их численности на месте аварии или катастрофы, сложность в организации
массовой эвакуации в медицинские учреждения с учетом специфики
транспортировки и последующего лечения; |
это
осложняет принятие решения о потребных силах и средствах для оказания
медицинской помощи и последующей эвакуации; |
д) усложнение обстановки; |
в случае аварии транспортных средств,
перевозящих опасные вещества; |
е) необходимость организации поиска
останков погибших и вещественных доказательств на месте катастрофы (часто на
больших площадях); |
|
ж) необходимость организации приема, размещения
и обслуживания (питание, услуги связи, оказание медико-психологической
помощи, транспортировка и др.) прибывающих родственников пострадавших и
организация отправки погибших к местам их захоронения; |
|
з) необходимость скорейшего
возобновления движения по транспортным коммуникациям. |
Также
разработан прогноз о возможных медицинских последствиях при наиболее вероятных
транспортных авариях (катастрофах) (табл. 6.37).
Таблица 6.37 - Данные
прогноза о медицинских последствиях наиболее вероятных транспортных авариях
(катастрофах).
Виды аварий (катастроф) |
Механизм (обстоятельства) возникновения травм |
Поражения |
Соотношение числа погибших и раненых |
|
Ожидаемое среднее число пострадавших |
Основные виды патологии, их отношение к одиночным травмам |
|||
Авиационные |
Авиакатастрофа |
10-100 |
Множественные и сочетанные травмы, в отдельных случаях комбинированные
(механотермические), 10 : 1 |
10 : 1 |
Автомобильные |
Дорожно-транспортное происшествие |
До 10 |
То же, 10 : 1 |
10 : 1 |
Судовые (корабельные) |
Кораблекрушения |
10-100 |
Множественные и сочетанные, холодовые травмы, 1 : 1 |
- |
Железнодорожные |
Железнодорожные катастрофы |
10-100 |
Множественные и сочетанные травмы, 10 : 1 |
1 : 10 |