6.3.3. Медико-тактическая характеристика железнодорожных аварий
(катастроф).
Железные
дороги являются ведущим видом транспорта. Протяженность железных дорог в России
составляет 125 тыс. км. Этим видом транспорта перевозится основная масса грузов
– 50 % и осуществляется большинство пассажирских перевозок – 47 %. Средняя
грузонапряженность железных дорог СНГ в 5 раз больше, чем в США, и в 8-15 раз –
по сравнению с другими развитыми странами. Самая длинная стальная магистраль
мира – Транссиб (
На
железных дорогах в постоянном движении находится 42 тыс. грузовых и 20 тыс.
пассажирских поездов, в том числе пригородных. По железным дорогам перевозятся
миллионы тонн различных химически опасных, взрывоопасных и
легковоспламеняющихся грузов, контейнеры с радиоактивными веществами. При
нарушении необходимых требований эксплуатации и обслуживания железнодорожного
транспорта возможны ЧС со значительными человеческими жертвами, огромным
материальным и экологическим ущербом (табл. 6.49).
Год |
Место катастрофы |
Количество пострадавших |
Количество погибших |
1986 |
Станция Користовка |
85 |
43 |
1987 |
Станция Каменская |
14 |
106 |
1988 |
Станция Арзамас- 1 |
840 |
91 |
1988 |
Станция Березайка-Поплавенец |
152 |
29 |
1989 |
близ г. Уфа |
871 |
339 |
1989 |
г. Алма-Ата |
195 |
32 |
1989 |
Станция Свердловск-сортировочная |
более 1000 |
4 |
1991 |
Перегон Темиргое - Шамхау |
20 |
16 |
1992 |
Перегон Нелидово - Подсосенка |
56 |
43 |
1996 |
Станция Литвиново |
65 |
17 |
1996 |
Перегон М. Батай- Конармейская |
39 |
22 |
2007 |
М. Вишера «Невский экспресс» |
100 |
27 |
2009 |
Граница Новгородской и Тверской области «Невский экспресс» |
92 |
28 |
Железнодорожные
катастрофы могут возникать в результате:
а)
нарушений требований технической эксплуатации путевого хозяйства, нарушения
правил безопасности при транспортировке грузов (взрывчатых, легковоспламеняющихся,
токсических веществ и др.);
б)
при действии внешних факторов – в зонах стихийных бедствий, технологических
катастроф на предприятиях газовой и нефтяной промышленности, взрывов, пожаров,
террористических актов и т.п. (рис. 6.69);
Рисунок 6.69
- Подрыв «Невского экспресса» 27 ноября 2009 года
в)
при неправильных действиях (бездействии) локомотивных бригад и дежурного
персонала станций;
г)
при столкновении с препятствием (машины, люди, животные).
Врачебно-санитарные
службы на железных дорогах разработали классификацию ЧС по медицинским и
экологическим последствиям. Согласно этой классификации они подразделяются:
1. По виду подвижного состава:
· катастрофа с пассажирскими поездами;
· катастрофа с грузовыми поездами;
· катастрофа с пассажирскими и
грузовыми поездами одновременно.
2. По техническим последствиям:
· крушение;
· авария;
· случаи брака в работе.
Причинами
крушений, аварий, брака являются неисправности пути, подвижного состава,
технических средств управления, ошибки работников отвечающих за безопасность
движения и др.
3. По характеру происшествия:
· столкновение;
· сход;
· пожар;
· комбинированные катастрофы
(столкновение + сход, столкновение + пожар, сход + пожар, столкновение + сход +
пожар).
4. По характеру поражений:
· катастрофы с механическими травмами;
· катастрофы с ожоговыми травмами;
· катастрофы с отравлениями;
· катастрофы с радиационными
поражениями;
· катастрофы с загрязнением окружающей
среды;
· катастрофы с комбинированными
поражениями и загрязнением окружающей среды.
5. По тяжести медицинских последствий (табл. 6.50).
Таблица 6.50 - Категория
транспортной катастрофы в зависимости от числа пострадавших.
Категория
транспортной катастрофы |
Количество
пострадавших |
I - М |
До 5 |
II - М |
5 – 15 |
III - М |
15 -30 |
IV - М |
30 – 50 |
V - М |
Более 50 |
6. По санитарно-гигиеническим и экологическим последствиям
(табл. 6.51):
Таблица 6.51 - Категория
транспортной катастрофы в зависимости от радиуса зоны поражения.
Категория
транспортной катастрофы |
Радиус
зоны заражения, м |
I - С |
До 50 |
II - С |
50 – 300 |
III - С |
300 - 500 |
IV - С |
500 – 1000 |
V - С |
Более 1000 |
По
статистическим данным, до 25 % всех крушений и аварий приходится на сходы с
рельсов. Причинами сходов чаще всего являются недостатки пути: изломы рельсов,
дефекты стрелок, износ шпал, сужение или расширение колеи. Кроме этого к сходу
могут привести неисправности ходовых частей, рамы, кузова, рессор, тормозов,
сцепки, нарушение правил погрузки, слабая подготовка и ошибки лиц, управляющих
движением, недопустимое увеличение скорости, неправильное торможение и т.д. 80
% сходов происходит на станциях из-за грубых нарушений норм содержания пути и
стрелочных переводов.
Одна
из тяжелейших ж.д. катастроф произошла в июне 1981 года недалеко от города
Патна (штат Бихар). От схода подвижного состава упали с моста в реку 7 вагонов.
Число погибших превысило 500 человек.
Около
25 % крушений и аварий вызываются наездами на автогужевой транспорт,
пассажирский автотранспорт, велосипедистов, пешеходов. Крупная ж.д. катастрофа
произошла близ швейцарского города Цюрих. Автобус с туристами, пересекавший
ж.д. переезд при открытом шлагбауме, столкнулся с электровозом, погибли около
40 человек, многие получили тяжелейшие повреждения. В Ростовской области в 1996
году в результате столкновения рейсового автобуса с поездом погибли 21 чел. и
19 было госпитализировано. В нашей области только в течение одного дня за
нарушение правил переезда было наказано 466 водителей.
20 %
аварий и крушений связаны с нарушениями в работе системы сигнализации,
централизации и блокировки (СЦБ) в связи с неисправностью стыковых соединений,
заклинивании стрелок, коротким замыканием в линиях блокировки и т.д. Это может
привести к въезду на занятый путь и к столкновению. Одно из самых крупных
крушений на Британских ж.д. произошло в 1952 году, когда в результате въезда
состава на занятый путь столкнулись 3 поезда. Погибли 112 человек, более 300
было ранено. В феврале 1986 года в канадской провинции Альбергин на
одноколейном перегоне из-за неисправности СЦБ столкнулись пассажирский и
товарный поезда. 40 чел. погибли, 90 получили ранения. В нашей стране из-за
указанных причин в последние годы наиболее крупными ж.д. катастрофами были у
станции Бологое в 1988 году погибли 31 человек и 182 получили ранения, и в этом
же году на станции Березайка – Поплавенец погибли 29 человек , ранено 152
человека.
10% ж.д. аварий и катастроф вызываются воздействием природных
явлений, таких, как ураганы, снежные и пыльные бури, обвалы и оползни, наводнения,
ливневые дожди, землетрясения. они повреждают путь, разрушают дамбы, насыпи,
мосты, забивают стрелки, рвут провода связи и блокировки, ухудшают видимость. в
марте 1981 года в
20% ж.д. аварий и катастроф связаны со взрывами и пожарами.
так пожар, возникший в 1973 году из-за нарушений правил пожарной безопасности в
вагоне-ресторане пассажирского поезда в Японии, привел к гибели 30 и ранению
700 человек. особенно опасны пожары в длинных туннелях и метро, где ограничена
возможность к горящему составу и возникает высокая загазованность воздуха
угарным газом и другими ядовитыми веществами, выделяющимися при горении
различных материалов. в нашей стране ярким примером может служить
железнодорожная катастрофа в Башкирии. она произошла в июне
К очень сложным в отношении ликвидации их последствий ж.д.
катастрофами могут привести разрушения и взрывы цистерн или других емкостей при
перевозках АОХВ, радиоактивных веществ. в районах катастроф возникает заражение
значительных участков местности веществами, опасными для жизни и здоровья
людей. в ночь на 11 ноября 1979 года в районе ж.д. станции г. Миссиссауга
(Канада) произошло крушение товарного поезда, в результате чего разрушились
емкости с хлором (90 т.). Облако стало перемещаться в сторону жилых кварталов. Были
срочно эвакуированы около 200 тыс. и подготовлено еще 400 тыс. жителей. Работы продолжались
более недели.
В
большинстве случаев эти ЧС происходят ночью или рано утром, то есть в то время,
когда отмечается наивысшая степень утомления машинистов на фоне монотонности их
деятельности, на длинных перегонах, где скорость движения поездов достигает
своего максимума. Драматичность ЧС заключается в том, что они часто происходят
в малонаселенных или в труднодоступных местах. В силу перечисленных выше причин
информация о произошедшей катастрофе поезда поступает с опозданием и нередко в
искаженном виде. Например, по упомянутой причине 8 автомобилей скорой
медицинской помощи прибыли в зону происшествия железнодорожной катастрофы у
станции Бологое лишь через 2,5 ч. При своевременном оповещении о ЧС организацию
и оказание медицинской помощи могло бы взять на себя крупное военно-медицинское
учреждение, расположенное в