6.3.4. Медико-тактическая характеристика авиационных аварий (катастроф).

 

В 1783 году в небо впервые поднимается воздушный шар братьев Монгольфье. При попытке пересечь Ла-Манш 15 июня 1784 года погибвет отважный де Розье – первая жертва воздухоплаванья. Первый направленный полет аппарата тяжелее воздуха состоялся в 1903 году. Самолет братье Райт открыл новую страницу в истории человечества: 17 сентября 1908 года Орвилл Райт поднялся в небо с лейтенантом Сэлфиджем. Самолет развалился в воздухе и Сэлфидж погиб, став первой жертвой современной авиации.

В настоящее время резко возросли объемы перевозок воздушным транспортом. Статистика международной организации гражданской авиации (ИКАО) свидетельствуют, что в мире ежегодно на транспортных пассажирских самолетах перевозится более 1 млрд. пассажиров, осуществляется более 15 миллионов рейсов, кроме того, транспортируется несколько миллиардов тонн груза. Всего в мире более 7 тысяч авиалиний, а мировой парк пассажирских самолетов составляет около 100 тысяч машин. По данным Росавиации, в стране эксплуатируется 1468 самолетов, чей средний возраст составляет 25-30 лет. В России насчитывается 383 аэропорта.

В гражданской авиации случаи полного или частичного разрушения воздушного судна, имеющего на борту пассажиров, называют авиационным происшествием.

Авиационное происшествие - событие, связанное с эксплуатацией воздушного судна, происшедшее в период нахождения на его борту пассажиров или членов экипажа, повлекшее за собой повреждение или разрушение воздушного судна и вызвавшее травмы людей или не причинившее телесных повреждений.

Авиационные происшествия подразделяют на летные и наземные. Под летным происшествием понимают событие, связанное с выполнением экипажем полетного задания и повлекшее за собой последствия различной степени тяжести для находившихся на борту воздушного судна людей (травмирование или гибель) или самого воздушного судна (повреждение или разрушение) (рис. 6.54).

Таблица 6.54 - Распределение авиационных происшествий по типам самолетов в 1992 -1999 гг.

Тип самолета

Количество

самолетов

определенного типа

в авиакомпаниях

Количество

авиапроисшествий

В том числе

количество

катастроф

Число

погибших

Ту-154

290

13

4

387

(+5 на земле)

Як-40

215

20

5

120

Ан-24

176

18

1

55

Ту-134

169

10

3

151

Ил-76

158

8

5

86

Ан-26

11

17

4

81

Ан-12

82

27

8

92

Ил-62

65

2

-

-

Як- 42

64

2

1

116

Ил-86

58

2

-

-

 

 

Наземным происшествием считается авиационное происшествие, имевшее место до или после полета.

В зависимости от последствий для пассажиров, экипажа и воздушного судна летные и наземные авиационные происшествия подразделяют на поломки, аварии и катастрофы.

Поломка - авиационное происшествие, за которым не последовала гибель членов экипажа и пассажиров, приведшее к повреждению воздушного судна, ремонт которого возможен и экономически целесообразен.

Авария - авиационное происшествие, не повлекшее за собой гибель членов экипажа и пассажиров, однако приведшее к полному разрушению или тяжелому повреждению воздушного судна, в результате которого восстановление его технически невозможно и экономически нецелесообразно.

Катастрофа - авиационное происшествие, которое повлекло за собой гибель членов экипажа или пассажиров при разрушении или повреждении воздушного судна, а также смерть людей от полученных ранений, наступившую в течение 30 сут с момента происшествия.

Авиационные инциденты делятся на три вида.

Авиационный инцидент – это событие, связанное с летной эксплуатацией воздушного судна, которое могло создать или создало угрозу его целостности и (или) жизни лиц, находящихся на борту, но не закончилось авиационным происшествием.

Серьезный авиационный инцидент – событие, когда здоровью хотя бы одного из лиц, находящихся на борту, причинен вред или обстоятельства возникшего инцидента указывают на то, что едва не имело место авиационное происшествие.

Серьезный авиационный инцидент с повреждением воздушного суднасобытие, когда восстановление судна возможного и экономически целесообразно.

Чрезвычайные происшествия – события, не относящиеся к авиационным, а связанные с эксплуатацией воздушного судна, при которых наступило одно из следующих последствий:

·     утрата судна или гибель людей, находящихся на его борту, во время боевого вылета, террористического акта, угона или попытки угона воздушного судна;

·     гибель людей, находящихся на борту, в результате неблагоприятных воздействий внешней среды, после вынужденной посадки вне аэродрома;

·     гибель людей либо утрата воздушного судна, находящегося на земле (палубе корабля), вследствие авиационного происшествия с другим самолетом (вертолетом);

·     утрата воздушного судна или гибель людей, находящихся в нем, при выполнении специальных задач в зонах чрезвычайного положения.

Мировая статистика свидетельствует, что почти 50% авиакатастроф происходят на летном поле. Например, в аэропорту г. Гаваны в 1989 г. разбился самолет ИЛ-62М, погибло 125 чел., в Свердловском аэропорту в 1990 г. разбился самолет ЯК-42, погибло 122 чел.

В остальных случаях катастрофы происходят в воздухе на различных высотах, и терпящее бедствие воздушное судно является причиной гибели не только пассажиров и экипажа, но и людей на земле. Так, в 1994 г. под Иркутском при падении самолета ТУ-154 погибло 125 чел., из них 1 местный житель, случайно оказавшийся на месте происшествия; в 1988 г. на жилые кварталы шотландского г. Локерби с высоты 10 тыс. м упал «Боинг-747» с 258 пассажирами на борту, вместе с ними погибли 15 местных жителей города.

Катастрофы в гражданской авиации, кажущиеся очень частыми и драматичными по сравнению с другими транспортными происшествиями, характеризуются более скромными средними показателями санитарных потерь. Вместе с тем в авиационных катастрофах часто имеет место почти 100 %-ная гибель экипажа и пассажиров, исключения здесь редки. Обычно размеры санитарных потерь в этих случаях могут достигать 80-90 % от общего числа людей, находящихся на воздушном судне,

Каждый год в среднем происходит до 60 авиакатастроф, из которых в 35 гибнут все пассажиры и экипаж. У оставшихся в живых в 40-90 % могут быть механические травмы; комбинированные и сочетанные поражения встречаются в 10 и 20 % соответственно, в 40-60 % возможны черепно-мозговые травмы, у 10% пострадавших развивается шок. Повреждения тяжелой степени может иметь почти половина пассажиров и членов экипажа воздушного судна.

По данным МЧС России, в 2004 г. на воздушном транспорте произошло 40 авиационных происшествий, в том числе 14 авиакатастроф, в которых погибло 432 и пострадало 334 чел.

Исходя из приведенных сведений, можно считать, что задача оказания медицинской помощи массовому числу пострадавших в авиационных катастрофах не будет типичной. Наиболее часто она будет возникать в случаях наземных происшествий или после вынужденной посадки воздушного судна.

По имеющимся данным, максимальное число пострадавших в зависимости от типа воздушного судна может составить: самолеты АН-2 - 12 чел., АН-24 - 47, Як-42 - 113, ТУ-154 - 168, ИЛ-86 - 324 чел.

Статистика за 1981-1989 гг. свидетельствует, что на 100 тыс. часов полета при пассажирских перевозках аварийность в СССР составляла 0,11 случая в 1981 г. и, постепенно уменьшаясь, 0,03 - в 1989 г. Эти показатели в США составили соответственно 0,06 и 0,04; по данным Международной организации гражданской авиации ИКАО (без СССР), в эти годы аварийность составила 0,14. Число жертв (экипаж +пассажиры) на 1 млн. перевезенных за эти же годы соответственно составило: СССР - 2,34 и 0,30; США - 0,01 и 0,60; данные ИКАО (без СССР) - 0,56 и 1,00 чел.

Согласно данным шведского журнала «Актуальная безопасность», самая опасная авиакомпания мира – Аэрофлот. На миллион полетов у Аэрофлота приходится 18,62 катастрофы. На втором месте: авиакомпании Тайваня – на миллион полетов 11,73 катастрофы. Затем следуют Египет (11,6), Индия (10,74), Турция (10,09), Китай (8,7), Филиппины (8,59), Южная Корея (8,56) и Польша (6,14). Самой безопасной считается американская компания «South-West», у которой за 1800 тысяч полетов не было ни одной авиакатастрофы.

Тем не менее, по данным статистики, авиация - самый безопасный вид транспорта. В среднем за год во всем мире в авиа катастрофах гибнет чуть больше 3000 человек, а в автомобильных катастрофах в мире гибнет более 30000 человек за год.