6.3.4. Медико-тактическая характеристика авиационных аварий
(катастроф).
В 1783 году в небо
впервые поднимается воздушный шар братьев Монгольфье. При попытке пересечь
Ла-Манш 15 июня 1784 года погибвет отважный де Розье – первая жертва
воздухоплаванья. Первый направленный полет аппарата тяжелее воздуха состоялся в
1903 году. Самолет братье Райт открыл новую страницу в истории человечества: 17
сентября 1908 года Орвилл Райт поднялся в небо с лейтенантом Сэлфиджем. Самолет
развалился в воздухе и Сэлфидж погиб, став первой жертвой современной авиации.
В настоящее время резко
возросли объемы перевозок воздушным транспортом. Статистика международной
организации гражданской авиации (ИКАО) свидетельствуют, что в мире ежегодно на
транспортных пассажирских самолетах перевозится более 1 млрд. пассажиров,
осуществляется более 15 миллионов рейсов, кроме того, транспортируется
несколько миллиардов тонн груза. Всего в мире более 7 тысяч авиалиний, а
мировой парк пассажирских самолетов составляет около 100 тысяч машин. По данным
Росавиации, в стране эксплуатируется 1468 самолетов, чей средний возраст
составляет 25-30 лет. В России насчитывается 383 аэропорта.
В гражданской авиации
случаи полного или частичного разрушения воздушного судна, имеющего на борту
пассажиров, называют авиационным происшествием.
Авиационное
происшествие -
событие, связанное с эксплуатацией воздушного судна, происшедшее в период
нахождения на его борту пассажиров или членов экипажа, повлекшее за собой
повреждение или разрушение воздушного судна и вызвавшее травмы людей или не
причинившее телесных повреждений.
Авиационные происшествия подразделяют на летные и наземные. Под
летным происшествием понимают событие, связанное с выполнением экипажем полетного задания и
повлекшее за собой последствия различной степени тяжести для находившихся на
борту воздушного судна людей (травмирование или гибель) или самого воздушного
судна (повреждение или разрушение) (рис. 6.54).
Таблица 6.54 - Распределение
авиационных происшествий по типам самолетов в 1992 -1999 гг.
Тип самолета |
Количество самолетов определенного типа в авиакомпаниях |
Количество авиапроисшествий |
В том числе количество катастроф |
Число погибших |
Ту-154 |
290 |
13 |
4 |
387 (+5 на земле) |
Як-40 |
215 |
20 |
5 |
120 |
Ан-24 |
176 |
18 |
1 |
55 |
Ту-134 |
169 |
10 |
3 |
151 |
Ил-76 |
158 |
8 |
5 |
86 |
Ан-26 |
11 |
17 |
4 |
81 |
Ан-12 |
82 |
27 |
8 |
92 |
Ил-62 |
65 |
2 |
- |
- |
Як- 42 |
64 |
2 |
1 |
116 |
Ил-86 |
58 |
2 |
- |
- |
Наземным происшествием считается авиационное происшествие, имевшее место до
или после полета.
В
зависимости от последствий для пассажиров, экипажа и воздушного судна летные и
наземные авиационные происшествия подразделяют на поломки, аварии и катастрофы.
Поломка -
авиационное происшествие, за которым не последовала гибель членов экипажа и
пассажиров, приведшее к повреждению воздушного судна, ремонт которого возможен
и экономически целесообразен.
Авария - авиационное происшествие, не повлекшее за собой гибель членов экипажа
и пассажиров, однако приведшее к полному разрушению или тяжелому повреждению
воздушного судна, в результате которого восстановление его технически
невозможно и экономически нецелесообразно.
Катастрофа -
авиационное происшествие, которое повлекло за собой гибель членов экипажа или
пассажиров при разрушении или повреждении воздушного судна, а также смерть
людей от полученных ранений, наступившую в течение 30 сут с момента происшествия.
Авиационные
инциденты делятся на три вида.
Авиационный инцидент – это событие, связанное с летной эксплуатацией воздушного
судна, которое могло создать или создало угрозу его целостности и (или) жизни
лиц, находящихся на борту, но не закончилось авиационным происшествием.
Серьезный авиационный инцидент – событие, когда здоровью хотя бы
одного из лиц, находящихся на борту, причинен вред или обстоятельства возникшего
инцидента указывают на то, что едва не имело место авиационное происшествие.
Серьезный авиационный инцидент с повреждением воздушного судна – событие, когда восстановление судна
возможного и экономически целесообразно.
Чрезвычайные происшествия – события, не относящиеся к авиационным, а связанные с эксплуатацией
воздушного судна, при которых наступило одно из следующих последствий:
· утрата судна или гибель людей,
находящихся на его борту, во время боевого вылета, террористического акта,
угона или попытки угона воздушного судна;
· гибель людей, находящихся на борту, в
результате неблагоприятных воздействий внешней среды, после вынужденной посадки
вне аэродрома;
· гибель людей либо утрата воздушного
судна, находящегося на земле (палубе корабля), вследствие авиационного
происшествия с другим самолетом (вертолетом);
· утрата воздушного судна или гибель
людей, находящихся в нем, при выполнении специальных задач в зонах
чрезвычайного положения.
Мировая
статистика свидетельствует, что почти 50% авиакатастроф происходят на летном
поле. Например, в аэропорту г. Гаваны в
В
остальных случаях катастрофы происходят в воздухе на различных высотах, и
терпящее бедствие воздушное судно является причиной гибели не только пассажиров
и экипажа, но и людей на земле. Так, в
Катастрофы
в гражданской авиации, кажущиеся очень частыми и драматичными по сравнению с
другими транспортными происшествиями, характеризуются более скромными средними
показателями санитарных потерь. Вместе с тем в авиационных катастрофах часто
имеет место почти 100 %-ная гибель экипажа и пассажиров, исключения здесь
редки. Обычно размеры санитарных потерь в этих случаях могут достигать 80-90 %
от общего числа людей, находящихся на воздушном судне,
Каждый
год в среднем происходит до 60 авиакатастроф, из которых в 35 гибнут все
пассажиры и экипаж. У оставшихся в живых в 40-90 % могут быть механические
травмы; комбинированные и сочетанные поражения встречаются в 10 и 20 %
соответственно, в 40-60 % возможны черепно-мозговые травмы, у 10% пострадавших
развивается шок. Повреждения тяжелой степени может иметь почти половина
пассажиров и членов экипажа воздушного судна.
По
данным МЧС России, в
Исходя
из приведенных сведений, можно считать, что задача оказания медицинской помощи
массовому числу пострадавших в авиационных катастрофах не будет типичной.
Наиболее часто она будет возникать в случаях наземных происшествий или после
вынужденной посадки воздушного судна.
По
имеющимся данным, максимальное число пострадавших в зависимости от типа
воздушного судна может составить: самолеты АН-2 - 12 чел., АН-24 - 47, Як-42 -
113, ТУ-154 - 168, ИЛ-86 - 324 чел.
Статистика
за 1981-1989 гг. свидетельствует, что на 100 тыс. часов полета при пассажирских
перевозках аварийность в СССР составляла 0,11 случая в
Согласно данным шведского
журнала «Актуальная безопасность», самая опасная авиакомпания мира – Аэрофлот.
На миллион полетов у Аэрофлота приходится 18,62 катастрофы. На втором месте:
авиакомпании Тайваня – на миллион полетов 11,73 катастрофы. Затем следуют
Египет (11,6), Индия (10,74), Турция (10,09), Китай (8,7), Филиппины (8,59),
Южная Корея (8,56) и Польша (6,14). Самой безопасной считается американская
компания «South-West», у которой за 1800 тысяч полетов не было ни одной
авиакатастрофы.
Тем не менее, по данным статистики, авиация - самый безопасный вид
транспорта. В среднем за год во всем мире в авиа катастрофах гибнет чуть больше
3000 человек, а в автомобильных катастрофах в мире гибнет более 30000 человек
за год.