6.3.4.1. Поисковые
и аварийно-спасательные работы.
Некоторые катастрофы
происходят не в зоне аэропорта, что вызывает необходимость организации и
оперативного проведения поиска воздушного судна.
Поисковые работы - система мер, направленных на
своевременное обнаружение воздушного судна, терпящего или потерпевшего
бедствие, его экипажа и пассажиров.
Аварийно-спасательные работы - система мер, направленных на своевременное
оказание помощи потерпевшим бедствие. Организацию и проведение поисковых и
аварийно-спасательных работ осуществляет государственная авиационная
поисково-спасательная организация.
Исполнительные местные и
распорядительные органы, предприятия, организации и учреждения, на территории
которых воздушное судно потерпело бедствие, обязаны до прибытия представителей
государственной авиационной поисково-спасательной организации принять
неотложные меры по спасению людей, оказанию им медицинской и иной помощи,
охране воздушного судна и находящихся на его борту документации, оборудования и
имущества, а также сохранению состояния места происшествия. Воздушному судну,
терпящему или потерпевшему бедствие, оказывается помощь независимо от его
государственной принадлежности и обстоятельств бедствия.
Координацию действий со
службами поиска и спасания иностранных государств осуществляет государственная
авиационная поисково-спасательная организация. Воздушное судно оснащается
бортовыми аварийно-спасательными средствами, а члены экипажа проходят
специальное обучение по программе аварийно-спасательной подготовки и оказанию
помощи пассажирам при возникновении на борту воздушного судна аварийных
ситуаций в различных физико-географических и климатических условиях.
Пассажиры до начала
полета должны быть проинструктированы экипажем о действиях в таких ситуациях и
правилах пользования бортовыми аварийно-спасательными средствами. Инструктаж
возлагается на бортпроводников. Они обязаны выполнять определенные функции,
связанные с обеспечением безопасности в салоне, обучением пассажиров и их аварийной
эвакуацией.
Поисково-спасательные работы организуются в
случаях:
1) Получения
сигнала бедствия с борта воздушного судна;
2) Если в
течение 10 мин после расчетного времени воздушное судно не прибыло в пункт
назначения и радиосвязь с ним отсутствует;
3) Если
экипаж воздушного судна получил разрешение на посадку и не произвел ее в
установленное время, а радиосвязь с ним прекратилась;
4) Если при
полете по трассе потеряна связь с экипажем судна, и его местонахождение в
течение 20 мин установить не удалось;
5) Во всех
других случаях, когда экипажу воздушного судна требуется помощь.
Организация
поисково-спасательные работы включает:
1) Принятие решения на проведение ПСР;
2) Доклад о принятом решении командующему
объединением ВВС;
3) Передача решения командующего на КЦПС,
ЕС ОрВД;
4) Подъем дежурных поисково-спасательных
сил и средств;
5) Взаимодействие с органами ЕС ОрВД по
обеспечению безопасности проведения ПСР;
6) Управление поисково-спасательными силами
и средствами при поиске, оказании помощи потерпевшим бедствие и их эвакуации;
7) Ведение учетно-отчетной документации
(рабочей карты и т.д.);
8) Информирование координационного КЦПС,
ГКЦПС, центров ЕС ОрВД о ходе проведения ПСР.
Поисково-спасательные
работы с применением авиационных поисково-спасательных сил и средств начинаются
в случае:
1) Получения сигнала бедствия с борта
воздушного судна;
2) Получения доклада от экипажа воздушного
судна, наблюдавшего бедствие;
3) Получения сообщения о бедствии от
очевидцев бедствия;
4) Получения сообщения о бедствии от
правоохранительных органов или органов исполнительной власти субъектов РФ и
органов местного самоуправления;
5) Неприбытия воздушного судна в пункт
назначения в течение 10 мин. после расчетного времени и отсутствия радиосвязи с
ним в течение более 5 мин.;
6) Если экипаж воздушного судна получил
разрешение на посадку и не произвел ее в установленное время с потерей
радиосвязи с ним;
7) Потери радиосвязи с экипажем воздушного
судна и одновременного пропадания отметки радиолокационной проводки или потери
радиосвязи более чем на 5 минут, если радиолокационная проводка не велась;
8) Получения и подтверждения сведений из
МКВЦ международной спутниковой системы «КОСПАС-САРСАТ» для определения
местонахождения воздушных и морских судов, потерпевших бедствие;
9) Возникновения чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера;
10) Наличия указаний КЦПС.
Поисково-спасательная
работа считается начатой с момента подачи команды на вылет (выход) дежурным
поисково-спасательным силам и средствам (подачи команды на перенацеливание на
поиск находящимся в полете воздушным судам), а оконченной - с окончанием
эвакуации пострадавших в лечебные учреждения, на ближайший аэродром (в
населенный пункт) или с момента установления факта гибели экипажа воздушного
судна.
Решение на проведение
поисково-спасательной работы принимает начальник смены КЦПС или начальник смены
РКЦПС. О принятом решении начальник смены КЦПС (РКЦПС) докладывают командующему
объединением ВВС зоны авиационного поиска и спасания.
Поисково-спасательные работы проводятся с привлечением
самолетов и вертолетов, оборудованных поисковой аппаратурой и комплектами
спасательного снаряжения, а также наземными транспортными средствами повышенной
проходимости и спасательными катерами. При необходимости могут быть задействованы
средства международной космической системы поиска терпящих бедствие воздушных и
морских судов «КОСПАС-САРСАТ».
Поиск воздушных судов,
потерпевших бедствие, поисковыми самолетами производится с применением
радиотехнических средств (поисковая радиопеленгаторная аппаратура,
радиолокационная станция, имеющая поисковую спецприставку, бортовые
УКВ-радиостанции) следующими методами – «заданный
маршрут», «гребенка», «параллельное галсирование», «расширяющийся
квадрат» (рис. 6.70).
А Б
В
Рисунок 6.70 - А - «Гребенка», Б - «Параллельное галсирование»,
В - «Расширяющийся квадрат»
При
обнаружении воздушного судна определяются его координаты, устанавливается с ним связь, уточняются
состояние здоровья людей и размеры необходимой помощи. Определяются возможность
совершения посадки и маршруты выдвижения к месту нахождения воздушного судна
наземных транспортных средств. Если осуществить посадку поисковых воздушных
судов невозможно, то поисково-спасательный отряд и необходимое для работы оборудование
десантируются на место проведения ПСР.
После
высадки ПСО немедленно
приступает к эвакуации и перемещению пассажиров потерпевшего бедствие
воздушного судна на безопасное расстояние. От спасателей требуется не только
спасти людей, но и создать им необходимые бытовые условия, защищающие их от
непогоды, оказать им первую помощь. Необходимо также успокоить людей и
предотвратить панику. В случае труднодоступности района бедствия спасатели
разворачивают временный лагерь с необходимой системой жизнеобеспечения. Если
пассажирам и экипажу необходима немедленная и серьезная медицинская помощь, а
возможности доставить их в лечебное учреждение нет, то в районе бедствия
разворачивается временный полевой госпиталь.