6.3.4.1. Поисковые и аварийно-спасательные работы.

 

Некоторые катастрофы происходят не в зоне аэропорта, что вызывает необходимость организации и оперативного проведения поиска воздушного судна.

Поисковые работы - система мер, направленных на своевременное обнаружение воздушного судна, терпящего или потерпевшего бедствие, его экипажа и пассажиров.

Аварийно-спасательные работы - система мер, направленных на своевременное оказание помощи потерпевшим бедствие. Организацию и проведение поисковых и аварийно-спасательных работ осуществляет государственная авиационная поисково-спасательная организация.

Исполнительные местные и распорядительные органы, предприятия, организации и учреждения, на территории которых воздушное судно потерпело бедствие, обязаны до прибытия представителей государственной авиационной поисково-спасательной организации принять неотложные меры по спасению людей, оказанию им медицинской и иной помощи, охране воздушного судна и находящихся на его борту документации, оборудования и имущества, а также сохранению состояния места происшествия. Воздушному судну, терпящему или потерпевшему бедствие, оказывается помощь независимо от его государственной принадлежности и обстоятельств бедствия.

Координацию действий со службами поиска и спасания иностранных государств осуществляет государственная авиационная поисково-спасательная организация. Воздушное судно оснащается бортовыми аварийно-спасательными средствами, а члены экипажа проходят специальное обучение по программе аварийно-спасательной подготовки и оказанию помощи пассажирам при возникновении на борту воздушного судна аварийных ситуаций в различных физико-географических и климатических условиях.

Пассажиры до начала полета должны быть проинструктированы экипажем о действиях в таких ситуациях и правилах пользования бортовыми аварийно-спасательными средствами. Инструктаж возлагается на бортпроводников. Они обязаны выполнять определенные функции, связанные с обеспечением безопасности в салоне, обучением пассажиров и их аварийной эвакуацией.

Поисково-спасательные работы организуются в случаях:

1) Получения сигнала бедствия с борта воздушного судна;

2) Если в течение 10 мин после расчетного времени воздушное судно не прибыло в пункт назначения и радиосвязь с ним отсутствует;

3) Если экипаж воздушного судна получил разрешение на посадку и не произвел ее в установленное время, а радиосвязь с ним прекратилась;

4) Если при полете по трассе потеряна связь с экипажем судна, и его местонахождение в течение 20 мин установить не удалось;

5) Во всех других случаях, когда экипажу воздушного судна требуется помощь.

Организация поисково-спасательные работы включает:

1) Принятие решения на проведение ПСР;

2) Доклад о принятом решении командующему объединением ВВС;

3) Передача решения командующего на КЦПС, ЕС ОрВД;

4) Подъем дежурных поисково-спасательных сил и средств;

5) Взаимодействие с органами ЕС ОрВД по обеспечению безопасности проведения ПСР;

6) Управление поисково-спасательными силами и средствами при поиске, оказании помощи потерпевшим бедствие и их эвакуации;

7) Ведение учетно-отчетной документации (рабочей карты и т.д.);

8) Информирование координационного КЦПС, ГКЦПС, центров ЕС ОрВД о ходе проведения ПСР.

Поисково-спасательные работы с применением авиационных поисково-спасательных сил и средств начинаются в случае:

1) Получения сигнала бедствия с борта воздушного судна;

2) Получения доклада от экипажа воздушного судна, наблюдавшего бедствие;

3) Получения сообщения о бедствии от очевидцев бедствия;

4) Получения сообщения о бедствии от правоохранительных органов или органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

5) Неприбытия воздушного судна в пункт назначения в течение 10 мин. после расчетного времени и отсутствия радиосвязи с ним в течение более 5 мин.;

6) Если экипаж воздушного судна получил разрешение на посадку и не произвел ее в установленное время с потерей радиосвязи с ним;

7) Потери радиосвязи с экипажем воздушного судна и одновременного пропадания отметки радиолокационной проводки или потери радиосвязи более чем на 5 минут, если радиолокационная проводка не велась;

8) Получения и подтверждения сведений из МКВЦ международной спутниковой системы «КОСПАС-САРСАТ» для определения местонахождения воздушных и морских судов, потерпевших бедствие;

9) Возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

10) Наличия указаний КЦПС.

Поисково-спасательная работа считается начатой с момента подачи команды на вылет (выход) дежурным поисково-спасательным силам и средствам (подачи команды на перенацеливание на поиск находящимся в полете воздушным судам), а оконченной - с окончанием эвакуации пострадавших в лечебные учреждения, на ближайший аэродром (в населенный пункт) или с момента установления факта гибели экипажа воздушного судна.

Решение на проведение поисково-спасательной работы принимает начальник смены КЦПС или начальник смены РКЦПС. О принятом решении начальник смены КЦПС (РКЦПС) докладывают командующему объединением ВВС зоны авиационного поиска и спасания.

Поисково-спасательные работы проводятся с привлечением самолетов и вертолетов, оборудованных поисковой аппаратурой и комплектами спасательного снаряжения, а также наземными транспортными средствами повышенной проходимости и спасательными катерами. При необходимости могут быть задействованы средства международной космической системы поиска терпящих бедствие воздушных и морских судов «КОСПАС-САРСАТ».

Поиск воздушных судов, потерпевших бедствие, поисковыми самолетами производится с применением радиотехнических средств (поисковая радиопеленгаторная аппаратура, радиолокационная станция, имеющая поисковую спецприставку, бортовые УКВ-радиостанции) следующими методами – «заданный маршрут», «гребенка», «параллельное галсирование», «расширяющийся квадрат» (рис. 6.70).

 

 

 

 


А                                            Б                                                      В

Рисунок 6.70 - А - «Гребенка», Б - «Параллельное галсирование»,

В - «Расширяющийся квадрат»

 

При обнаружении воздушного судна определяются его координаты, устанавливается с ним связь, уточняются состояние здоровья людей и размеры необходимой помощи. Определяются возможность совершения посадки и маршруты выдвижения к месту нахождения воздушного судна наземных транспортных средств. Если осуществить посадку поисковых воздушных судов невозможно, то поисково-спасательный отряд и необходимое для работы оборудование десантируются на место проведения ПСР.

После высадки ПСО немедленно приступает к эвакуации и перемещению пассажиров потерпевшего бедствие воздушного судна на безопасное расстояние. От спасателей требуется не только спасти людей, но и создать им необходимые бытовые условия, защищающие их от непогоды, оказать им первую помощь. Необходимо также успокоить людей и предотвратить панику. В случае труднодоступности района бедствия спасатели разворачивают временный лагерь с необходимой системой жизнеобеспечения. Если пассажирам и экипажу необходима немедленная и серьезная медицинская помощь, а возможности доставить их в лечебное учреждение нет, то в районе бедствия разворачивается временный полевой госпиталь.