6.3.5. Медико-тактическая характеристика судовых (корабельных)
аварий (катастроф).
Воды
мирового океана бороздят свыше 55 тыс. крупнотоннажных кораблей и 20 млн.
мелких судов (туристских и прогулочных катеров, парусных яхт, ботов) под
флагами почти 200 стран мира. Около 4/5 транспортных перевозок на земном шаре
осуществляется по мировому океану и прилегающим к нему морям. Ежесуточно в
морях и океанах находится 25 тыс. судов, экипажи которых насчитывают около 1
млн. человек. Вполне понятно, что при таком огромном количестве кораблей,
несмотря на беспрерывное совершенствование их конструкций и методов
сопровождения, оснащение самыми новейшими средствами кораблевождения, нельзя
полностью избежать аварий и катастроф. По данным известного лондонского
классификационного общества — Регистра судоходства Ллойда, ежегодно гибнет
350—400 судов общим тоннажем 600—800 тыс. брутто-тонн, то есть ежедневно гибнет
одно судно. Это в восемь раз меньше, чем в 19 веке, когда ежегодно терпели кораблекрушение
более 3 тыс. судов. За две тысячи лет новой эры человечество теряло каждую
четверть века почти все находящиеся в эксплуатации суда. По подсчету
американских океанографов Рехнитцера и Терри, на дне океанов и морей покоится
более 1 млн. судов (то есть одно судно на каждые 40 км3 мирового
океана). В результате морских катастроф ежегодно в мире погибает около 200 тыс.
чел., из них 50 тыс. - непосредственно в воде после кораблекрушения, а 50 тыс.
погибает на спасательных средствах в условиях, не являющихся на самом деле
чрезвычайными. Остальные гибнут вместе с потерпевшими бедствие судами и
кораблями.
В
качестве примеров массовой гибели людей можно привести следующие ЧС на водном
транспорте:
- в
ночь с 14 на 15 апреля
- в
- в
- в
- В
Другие
наиболее крупные катастрофы представлены в таблице 6.56.
Таблица 6.56 – Наиболее
крупные морские катастрофы судов
Наименование судна и его принадлежность |
Год и место катастрофы |
Число погибших, чел. |
«Генерал Слокум» США |
1904, Ист-Ривер |
1030 |
«Прованс» Франция |
1916, Средиземное море |
3100 |
«Монблан» Франция,
«Имо» Бельгия |
1917, гавань Галифакса |
1963 |
«Форт Стайнин»
Великобритания |
1944, гавань Бомбей |
Более 1300 |
«Вильгельм Густав» |
1945, Балтийское море |
Более 6000 |
Эвакуационный
корабль китайской армии |
1948, Маньчжурия |
Около 6000 |
«Киангуа» Китай |
1948, район Шанхая |
Более 1100 |
«Дона Паз» и
«Виктор» |
1987, пролив Таблас |
3000 |
Кроме
того, в течение года на 7 - 8 тыс. судов случаются довольно значительные
аварии, не приводящие к катастрофическим последствиям. Почти каждый третий
корабль возвращается в порт после длительного рейса с повреждениями корпуса,
механизмов, оборудования или порчей груза. «Положением о порядке расследования
аварий на морских судах» предусмотрена следующая классификация подобных
случаев:
кораблекрушение — гибель судна или его полное конструктивное разрушение;
авария —
повреждение судна или его нахождение на мели не менее 48 ч (пассажирского судна
— 12 ч);
аварийное происшествие — то же самое, что и авария, но меньшей продолжительности.
К
катастрофам в широком понимании этого слова можно отнести все кораблекрушения и
аварии, повлекшие за собой человеческие жертвы.
Большинство
крупных аварий и катастроф на судах происходит не под воздействием сил стихии
(ураганы, штормы, туманы, льды), а по вине людей. Их ошибки подразделяются на
две группы: допущенные при проектировании и строительстве судна или в ходе его
эксплуатации. В подавляющем количестве причинами катастроф и крупных аварий являются
ошибки второй группы. К ним можно отнести: неправильные погрузку и
балластировку, а также перегрузку судна, нарушение правил перевозки опасных
грузов и норм эксплуатации судна, несоблюдение правил предупреждения
столкновения судов в море, использование непригодных для плавания судов,
неудовлетворительную подготовку экипажей, использование во время плавания
устаревших навигационных карт и пособий и т. п. Эти ошибки приводят к
столкновениям и опрокидыванию судов, посадке их на мель и другие подводные
препятствия, взрывам и пожарам на борту.
Несмотря
на высокое техническое оснащение современных судов новейшими радиолокационными
и другими средствами обнаружения, столкновения судов происходят довольно часто.
Это объясняется бурным ростом количества судов торгового и рыбопромыслового
флотов, а также надводных военных кораблей и подводных лодок, интенсивностью
движения в проливах, каналах и т. п., увеличением скоростей движения судов, их
габаритов и тоннажа. Иногда к столкновениям приводят как резкое ухудшение
видимости (туман, дождь, снег), так и ошибки в судовождении: неправильная
оценкакурса встречного судна, очень большая скорость, пренебрежение сигналами и
визуальным наблюдением, несвоевременная команда на остановку двигателя и т. п.
Как правило, столкновения приводят к значительным повреждениям судов, а в ряде
случаев и к затоплению. Особенно опасны столкновения нефтеналивных судов, вызывающие
взрывы, мощные пожары и разлив десятков тысяч тонн нефти. В результате
катастроф и аварий танкеров ежегодно более 300 тыс. т нефтепродуктов попадает в
воды мирового океана, загрязняя их на огромных пространствах. Так, 15 февраля
Иногда
во время разгрузки танкеров от нефти или при промывке пустых танков теплой
морской водой возникают статические заряды и электрические искры, что в ряде
случаев приводит к взрыву нефтяного газа и пожару.
Нередко
из-за ошибок в навигационных расчетах, неправильного маневрирования, выхода из
строя механизмов, потери управляемости корабля, сложных метеоусловий суда
садятся на мель, наталкиваются на подводные камни, рифы и другие препятствия.
При этом суда получают различные повреждения: от небольших вмятин на обшивке до
обширных пробоин в корпусе, через которые в трюм с силой поступает забортная
вода. 16 февраля
Причиной
значительного количества катастроф является техническая непригодность судов к
их эксплуатации на море. В январе
Опасными
авариями на судах, которые способны привести к катастрофе, являются: выход из
строя главных котлов, систем их питания водой и топливом, главных двигателей,
рулевого устройства, гребных винтов, пожарных насосов и магистралей, судовых
генераторов и других жизненно важных для судна машин и механизмов.
Нередко
катастрофы на воде вызываются нарушением элементарных правил эксплуатации
судов. В январе
Опрокидывание из-за
потери остойчивости, то есть способности судна, выведенного из состояния
равновесия воздействием внешних сил, возвращаться в прежнее положение по
прекращении этого воздействия, часто приводит к трагическим последствиям. Как
правило, судно опрокидывается в считанные минуты и быстро тонет. В этих
условиях спустить шлюпки для спасения людей не всегда представляется возможным.
Причинами потери остойчивости являются: несоблюдение правил эксплуатации,
недостатки конструкции и ошибки в расчетах, обледенение, подвижка грузов и
смещение в связи с этим центра тяжести, заливание судна водой при тушении
пожара. 26 января
К
тяжелым последствиям могут привести нарушения установленных правил плавания.
Так, 5 июня
Суда
гибнут в результате воздействия штормов и ураганов, а также при столкновении со
льдами. Только за
К
тяжелым катастрофам может привести нарушение правил перевозки на судах опасных
грузов. Одна из самых больших трагедий на море произошла 6 декабря
На
рейде Бомбея в
Причины
некоторых морских катастроф до сих пор продолжают оставаться тайной. Ежегодно в
порты приписки не возвращаются 8 -12 судов, бесследно исчезая в морских и океанских
просторах.
Таким образом, основными причинами, ведущими к бедствию на
море, могут быть:
· плохие мореходные качества судна;
· условия окружающей среды
(повреждения, возникающие во время шторма, приводящие к опрокидыванию судна или
кораблекрушению, гроза, способная вызвать пожар или взрыв и т.п.);
·
столкновение
в результате плохой видимости, человеческой ошибки или механической
поломки;
·
пожар вследствие самовозгорания груза (например,
зерна) или в силу каких-то других причин (на нефтехимических транспортах), а
также в результате диверсии;
·
взрыв на танкерах при плохой вентиляции в цистернах
или в результат террористического акта;
·
утечка химического вещества;
·
военные действия.
Причины некоторых морских
катастроф до сих пор продолжают оставаться неизвестными.
К наиболее тяжелым
последствиям при авариях и катастрофах на водном транспорте можно отнести:
·
взрывы опасных грузов, приводящие к гибели пассажиров
и экипажей судов, работников портов, пристаней, разрушению и потоплению судов,
повреждению и разрушению элементов портового хозяйства;
·
пожары на грузовых, пассажирских, промысловых и
особенно нефтеналивных судах, приводящие к тем же последствиям;
·
разлив нефтепродуктов, образование крупных «нефтяных
пятен» на акватории и побережье, уничтожение пляжей, нанесение огромного
экологического ущерба окружающей среде;
·
колоссальный материальный урон морскому, речному и
промысловому флоту.