6.3.5.1. Особенности организации медико-санитарного обеспечения пострадавших при судовых (корабельных) авариях (катастрофах).

 

Любая ЧС на воде характеризуется изолированностью людей, в том числе и пораженных, относительной скудостью спасательных средств и сил медицинской помощи, возможностью возникновения паники среди терпящих бедствие людей. При этом возможными видами поражений могут быть: механические травмы, термические ожоги, острые химические отравления, переохлаждения в воде, утопления. Обычно последствия катастроф оценивают по числу погибших и количеству раненых, хотя в число пострадавших входят также люди, перенесшие тяжелую психическую травму, и люди, на которых самым неблагоприятным образом сказались экстремальные условия внешней среды в ЧС (низкая или высокая температура, ветер и др.).

Таким образом, основными причинами поражения при судовых (корабельных) авариях (катастрофах) будут:

утопление;

термические поражения (переохлаждения, ожоги);

механические травмы (ушибы мягких тканей, черепно-мозговые травмы, переломы, ранения, сильные кровотечения);

комбинированные поражения (РВ, ОВ);

реактивные состояния.

В мирное время холодовая травма (общее охлаждение в воде) отмечается у моряков главным образом при кораблекрушениях. Ежегодно в Мировом океане от воздействия холодовой травмы погибает свыше 260 тысяч человек. Хотя по патогенезу и клинической симптоматологии переохлаждение в воде во многом сходно с замерзанием, но имеет и существенные особенности. Одной из них является значительно более быстрая потеря тепла организмом. Это объясняется тем, что теплопроводность воды в 25 раз, а теплоемкость в 4 раза больше, чем теплопроводность и теплоемкость воздуха.

Хотя теплопродукция организма во время пребывания в воде также значительно увеличивается, однако резко отстает от возрастания теплоотдачи, особенно при низкой температуре воды. Быстрота охлаждения находящегося в воде человека зависит от температуры воды, одежды и индивидуально-спасательных средств. Особенно тяжелые формы охлаждения наблюдаются при температуре воды от 0 до минус 10. У незакаленных людей в результате рефлекса с окончаний тройничного нерва развивается генерализованное торможение двигательного аппарата, резко нарушается координация движений и дыхания, и человек теряет сознание. Это так называемый острый холодовый шок, который может повести к утоплению или внезапной смерти. Если этого не случается, то сознание сохраняется на срок, зависящий от температуры воды (табл. 6.57).

Таблица 6.57 - Сроки наступления потери сознания и смерти при пребывании в воде.

Температура воды в градусах С0

Потеря сознания

Смерть

0

15 мин

15-60 мин

10

30-60 мин

1-2 час.

15

2-4 час.

6-8 час.

20

3-7 час.

 

25

12 час.

 

30

70 час.

 

 

Кроме того, для исхода переохлаждения в воде большую роль играют моральны фактор, закаленность организма, качество обмундирования и индивидуальных средств спасения, а также состояние моря, температура воздуха и т. д.

По степени тяжести острые переохлаждения в воде можно разделить на легкие, средние и тяжелые.

Переохлаждения легкой степени наблюдаются при пребывании в воде в течение безопасного для данной температуры времени. Пострадавшие жалуются на озноб, судороги в икроножных мышцах, общую слабость. При этом отмечаются «гусиная» кожа, цианоз пальцев рук, губ, носа и ушных раковин, мелкий тремор губ и нижней челюсти, нечеткое произношение звуков, учащенние или замедление пульса, повышение или понижение артериального давления. Иногда имеют место психические расстройства. Температура тела нормальна или слегка понижена.

Переохлаждения средней степени возникают у лиц, находившихся в воде более продолжительное время. Пострадавшие заторможены, жалуются на боли в мышцах и суставах, часто обнаруживается урежение пульса и дыхания, понижается кровяное давление. Тонус мышц значительно повышен. Могут быть конические и тонические судороги. Голос осиплый. Температура тела понижается до 34-35°. Бывает, что пострадавшие внезапно теряют сознание уже после подъема на корабль. Это можно объяснить нервно-психической реакцией после сильного напряжения. Полное выздоровление наступает через 3-5 дней. Из осложнений возможны пневмонии, острые отиты и т. д. На 2-3-й день появляются нерезкая желтушность склер (холодовый гемолиз) и кратковременный субфебрилитет.

При тяжелых формах переохлаждения пострадавшие находятся или в сопорозном или коматозном состоянии. Встречаются резкий цианоз кожных покровов и слизистых, своеобразный плотный отек кистей, стоп, губ и лица. Голос осиплый, дыхание ослаблено и замедлено. Обычно определяется резкая брадикардия. Из-за отека пульс на лучевой артерии прощупывается плохо. Кровяное давление резко понижается. Тоны сердца глухие, выслушиваются с трудом. Тонус мышц резко повышен. Конечности нередко сведены судорогами. Температура тела (ректальная) снижена до 30-32°. Период выздоровления затягивается на 2 недели. Часто отмечаются разнообразные осложнения. Могут быть отморожения конечностей. В период выздоровления температура тела повышается до 37,5-38° и держится в течение 3-4 дней. У большинства пострадавших наблюдается желтушность кожных покровов и склер (гемолиз).

Со стороны крови удается установить понижение содержания гемоглобина и количества эритроцитов, нерезкий нейтрофильный лейкоцитоз со сдвигом влево, ретикулоцитоз, ускорение СОЭ. В моче появляются белок, эритроциты, гиалиновые цилиндры и уробилин. В дальнейшем продолжительное время сохраняются астенизация, мышечные и суставные боли.

Среди пострадавших могут встретиться лица в состоянии утопления или имеющие баротравму легких. Баротравма легких в таких случаях возникает вследствие резких дыхательных движений в момент временного рефлекторного спазма голосовых связок при внезапном попадании в холодную воду.

Для примерного определения безопасного пребывания человека в холодной воде (при температуре от 0 до 15 градусов) некоторые специалист используют следующую формулу Твыж (мин) = 4 х t. Например, при температуре воды, равной 1 градусу, время выживания будет равно 4 минутам, при этом следует помнить, что пребывание в воде с нулевой температурой составляет не более 2 минут.

Из вышесказанного ясно, что вероятный срок выживания погруженного в воду человека зависят от целого ряда взаимодействующих физиологических и физических факторов. Наиболее важным из них является состояние сердечно-сосудистой системы, степень закаленности, изоляция тела от воды, состояние моря, эффективность спасательного жилета и другой защитной одежды. Ясно, что некоторые умрут в течение нескольких минут после попадания в воду, в то время как другие выживут в течение значительно большего промежутка временя. Дилемма возникает, когда надо дать совет относительно продолжительности поисков выживших. Общепринятым правилом является то, что минимальное время поиска должно, по крайней мере, в 6 раз превышать средний срок выживания. Так, при температуре воды +5°С время поиска должно быть по меньшей мере 6 часов и 12 часов - при спокойном состоянии моря.

Все вопросы оказания помощи и спасения на море регламентированы международными конвенциями, предписывающими государствам не только оказывать помощь терпящим бедствие на море, но и заключать региональные соглашения о взаимном сотрудничестве с соседними государствами. Главный принцип оказания помощи и спасения - принцип спасения без дискриминации. Согласно статье 11 Международной конвенции 1910 г. и соответствующим статьям национальных кодексов торгового мореплавания государств, каждый капитан обязан, если нет серьезной опасности для его судна, экипажа и пассажиров, оказывать помощь всякому лицу в море, даже враждебному, когда его жизни угрожает опасность. Уклонение от выполнения этой обязанности влечет за собой ответственность виновного лица перед законом государства, гражданином которого это лицо является. Требования международных и других актов по оказанию помощи и спасению людей полностью распространяются военные корабли и суда.

План действий на терпящем бедствие судне включает:

объявление тревоги для экипажа и пассажиров,

оценку обстановки и принятие мер по защите людей, находящихся на судне,

подготовку спасательных средств, средстве пожаротушения и механизмов защиты судна от поступления вовнутрь воды.

Общее руководство спасательными работами при катастрофе (крупной аварии) на судне осуществляет капитан судна. К работам привлекаются все члены экипажа в составе аварийных партий (групп), а при необходимости по решению капитана и другие лица, находящиеся на судне. В зависимости от тяжести аварий и обстановки к работам по спасению судна, терпящего бедствие, могут быть привлечены и специальные спасательные суда, а также экипажи других судов. Общей организацией действий таких судов руководит дежурная служба безопасности пароходства. В ряде случаев к спасению судна, терпящего бедствие, привлекаются специальные подразделения аварийно-спасательных, судоподъемных и подводно-технических работ. Для облегчения быстрого поиска тонущих судов и оказания им своевременной помощи в настоящее время все больше используется международная космическая поисково-спасательная система (КОСПАС-САРСАТ), разработанная учеными и инженерами СССР, Франции, США и Канады. Непрерывно прослушивая эфир с помощью низко летящих спутников, система позволяет быстро уловить сигнал бедствия от сигнальных радиобуев судов и передать его в спасательные службы.

Любая катастрофа на воде характеризуется изолированностью людей, в том числе и пострадавших, относительной скудностью спасательных средств и медицинской помощи, возможностью возникновения паники среди терпящих бедствие людей.

При организации медицинской помощи пострадавшим следует признать, что в фазе изоляции первая помощь должна быть оказана в порядке само- и взаимопомощи, также медицинским персоналом судна. На судне или берегу организуется пункт сбора пострадавших, где оказывается и проводится неотложная врачебная помощь с использованием основных принципов лечебно-эвакуационного обеспечения. В качестве транспортных средств эвакуации по обстановке может использоваться водный (морской), воздушный (вертолеты), автомобильный и железнодорожный транспорт В каждом порту должен быть план действий на случай катастрофы. При поступлении пострадавших в лечебное учреждение задачи организации медицинской помощи и вопросы лечения решаются по плану работы в чрезвычайных ситуациях.

В зависимости от тяжести состояния, срочности и объема медицинской помощи пострадавших разделяют на три группы.

К первой группе следует отнести лиц, находящихся в сознании и способных самостоятельна передвигаться (пробывших в воде безопасное время). Они не нуждаются в первой врачебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи, оказывают самопомощь и взаимопомощь под руководством фельдшера (переодевание в сухое белье, интенсивные физические движения, растирание тела, горячий душ, горячее сладкое питье с добавлением 20-30 г алкоголя, размещение в теплых каютах с обязательным предоставлением койки).

Во вторую группу входят лица со средней и тяжелой формой переохлаждения, пробывшие в воде допустимое время и неспособные самостоятельно передвигаться, но находящиеся в сознании. Они нуждаются во врачебной помощи.

Пострадавшие, пробывшие в воде критическое время и находящиеся в бессознательном состоянии, составляют третью группу и требуют неотложной медицинской помощи.

Оказание врачебной помощи пострадавшим, извлеченным из воды, в большинстве случаев проводится также, как при замерзании. Однако в связи с тем, что количество пострадавших может быть довольна большим, нередко возникают затруднения в применении общего активного согревания (ванна). Тут можно использовать любые средства местного согревания (бутылки с горячей водой, горячие влажные простыни и т. д.). В первую очередь согревают затылок, шею, область сердца, паха, живот. Рекомендуется также растирать тела шерстяной тканью или спиртом и массировать мышцы.

Если пострадавший, извлеченный из воды, находится, в бессознательном состоянии, нужно исключить утопление.

При авариях на судах находящихся в море, сложность оказания медицинской помощи резко возрастает из-за того, что в первые часы (а возможно, и сутки) она оказывается только штатной медицинской службой судна. Привлечение для оказания помощи медицинских сил и средств извне требует определенного времени, так как передвижные медицинские формирования могут находится на большом расстоянии от места аварии.

Таким образом, медико-санитарное обеспечение при авариях судов в море во многом зависит от организации поисково-спасательных работ, степени подготовки органов управления медицинской службы, специальной подготовки врачебно-сестринского состава, а также медицинской подготовки команды судов.