6.4.2. Сущность современного терроризма.
В
Федеральном законе «О борьбе с терроризмом», принятом Государственной Думой 3
июля
терроризм - насилие или
угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также
уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и
других материальных объектов, содержащие опасность гибели людей, причинения
значительного имущественного ущерба либо наступление иных общественно опасных
последствий, осуществляемых в целях нарушения общественной безопасности,
устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти
решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных
имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного
или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной
или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение
на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации,
пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо
транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние
совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений;
террористическая акция -
непосредственное совершение преступления террористического характера в форме
взрыва, поджога, применения или угрозы применения ядерных взрывных устройств,
радиоактивных, химических, биологических, взрывчатых, токсических, отравляющих,
сильнодействующих, ядовитых веществ; уничтожения, повреждения или захвата
транспортных средств или других объектов; посягательства на жизнь
государственного или общественного деятеля, представителя национальных, этнических,
религиозных или иных групп населения; захвата заложников, похищения человека;
создания опасности причинения вреда жизни, здоровью или имуществу
неопределенного круга лиц путем создания такой опасности; распространения угроз
в любой форме и любыми средствами; иных действий, создающих опасность гибели людей,
причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных
общественно опасных последствий.
К основным особенностям терроризма в России, отражающим сущность
как социально-политического явления, относится:
· применение
насилия и устрашения, которое достигается использованием особо острых форм и
методов;
· направленность
на достижение политических или социальных целей;
· повышенная
общественная опасность, связанная с непосредственной угрозой жизни людей,
нелигитимность;
·
использование конспирации как необходимого условия
существования террористических структур и результативности их действий.
Терроризм
на пороге ХХI веке стал реальной угрозой для общества и государства и способен
в своих преступных целях использовать новейшие научно-технические достижения,
угрозы применения средств массового поражения в качестве средств
террористического воздействия вполне реальны, а возможные последствия
террористических актов могут иметь характер крупномасштабных катастроф.
Социально-политическая
обстановка в России, имеющее место расширение круга лиц и групп, потенциально
готовых совершить акты терроризма, а также условий, способствующих этому,
отсутствие пока реальных возможностей стабилизировать в ближайшее время
ситуацию дают основания полагать, что степень вероятности роста
террористических воздействий остается достаточно высокой.
В
связи с этим необходима единая государственная система противодействия
терроризму, обеспечивающая осуществление не только силовых, но и соответствующих
правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер, защиты
населения при террористических актах, а также объединение усилий всех
заинтересованных органов государственной власти, проведение единой
государственной политики в этой области, подготовку сил и средств для предотвращения
террористических актов, уменьшение и ликвидацию их последствий.
Следует
отметить, что в последние годы в России проделана значительная работа,
направленная на борьбу с терроризмом.
В
марте 1996 года вышел Указ Президента Российской Федерации «О мерах по усилению
борьбы с терроризмом». В июне 1998 года принят Федеральный закон «О борьбе с
терроризмом». В законе, в частности, изложены основные функции субъектов,
привлекаемых к борьбе с терроризмом, а также вопросы управления и руководства
действиями сил и средств при контртеррористических операциях.
В
сентябре 1999 года вышло постановление Правительства Российской Федерации «О
мерах по противодействию терроризму».
В
целом можно констатировать, что в России на сегодня в основном создана
необходимая нормативная правовая база для организации работы по противодействию
террористической деятельности. В соответствии с вышеуказанными документами, во
всех заинтересованных ведомствах и на всех уровнях исполнительной власти
ведется определенная работа.
В
январе 1997 года Советом Европы была принята конвенция о борьбе с терроризмом в
которой предусмотрено расширение сотрудничества между подписавшими ее
государствами. Конвенция определяет терроризм как «любой серьезный акт насилия,
направленный против свободы, жизни и здоровья граждан».
Борьба
с терроризмом, как определено в Федеральном законе «О борьбе с терроризмом»
представляет собой деятельность по предупреждена выявлению, пресечению и
минимизации последствий террористической деятельности", то есть борьбу с
насилием или угрозами его применения отношении физических лиц или организаций,
осуществляемых в целях обеспечения общественной безопасности, устранение
воздействия на принят органами власти решений, выгодных террористам.
Серьезная
озабоченность расширением масштабов терроризма бы высказана и на январском
саммите лидеров стран СНГ. На нем было отмечены, что сегодня терроризм - это не
только и не столько диверсанты-одиночки, угонщики самолетов и убийцы-камикадзе.
Современный терроризм - это мощные структуры с соответствующим их масштабам
оснащением. Пример Афганистана, Таджикистана, Косова, Чечни н стоящих за ними
мощных покровителей показывают, что террористические группировки способны вест
диверсионно-террористичсские действия, участвовать в масштабных вооруженных
конфликтах, типа чеченского. В этой связи на саммите было принято решение о
разработке Межгосударственной программы по борьбе с терроризмом и создании в
рамках Содружества Независимых Государств единого антитеррористического центра.
Для
нашей страны вопросы противодействия терроризму, особенно в связи с последними
событиями, стали крайне актуальными. Террористические акты в Москве, Буйнакске,
Буденновске, Волгодонске, Каспийске, выступление вооруженных террористов в
Дагестане и Чечне получили резонанс не только в нашей стране, но и приобрели
мировое значение.
Современная
социальная и общественно-политическая обстановка в России характеризуется
ростом криминальных тенденций, распространением политического экстремизма,
усилением угрозы терроризма. Эффективная борьба с терроризмом приобретает все
более важное значение в системе обеспечения национальной безопасности.
Терроризм является одной из наиболее опасных разновидностей политического
экстремизма и носит острый криминальный характер.
Как
социально-политическое явление терроризм представляет собой единство таких
элементов, как:
· социально-политические
концепции и установки (национал экстремистские, неофашистские,
левоэкстремистские, религиозно-экстремистские, криминальные и др.),
предусматривающие использование насилия или угрозы его применения в целях
устрашения и вынуждения объектов терроризма (властных структур, общественных и
частных организаций, граждан) к принятию решений и совершению определенных
действий, невыгодных и даже неприемлемых для них в интересах субъектов
терроризма;
· военизированные,
боевые и собственно террористические организации, формирования, иные структуры
(как правило, нелегальные или полулегальные), существующие автономно или в
составе партий, иных общественно-политических организаций, коммерческих
структур, преступных сообществ и т.д.;
·
террористическая деятельность - насильственные и
демонстративные действия террористического характера (взрывы, поджоги, захват
заложников, убийства политических и общественных деятелей, должностных лиц, предпринимателей
и других объектов террористических устремлений, акции психологического
давления, техногенного терроризма и др.).
Выявление
и изучение указанных элементов терроризма как сложного явления представляет
собой необходимую предпосылку для осуществления системного противодействия ему,
требующего обязательного воздействия на каждый из упомянутых элементов, и
определения комплекса мер, адекватного характеру, содержанию и опасности
конкретной террористической угрозы. Игнорирование этого требования влечет за
собой значительное снижение эффективности борьбы с терроризмом.
Основными
разновидностями современного терроризма, проявления которых к настоящему
времени фиксируются правоохранительными органами России, являются политический
терроризм (неофашистский, левацкий и др.), националистический, религиозный,
уголовный терроризм, которые различаются главным образом по пропагандируемым
субъектами терроризма целям. Эти цели нередко не совпадают с реальными
устремлениями лидеров терроризма, заключающимися в стремлениях к
противоправному переделу политической власти, собственности, национального
богатства.
В
условиях политизации социальных отношений в России грань между упомянутыми
разновидностями терроризма нередко оказывается весьма зыбкой. Независимо от их
направленности и мотиваций исполнителей террористических акций эти
разновидности терроризма наносят тяжкий ущерб национальной безопасности.
Вышеуказанная
классификация терроризма имеет серьезное практическое значение, поскольку
идеологические окраски терроризма влияют на социальный состав и базу
соответствующих террористических структур, мотивацию действий их участников и
оказывают существенное влияние на организацию и тактику борьбы с терроризмом.
Выявление расхождений между провозглашенными и реальными целями террористических
организаций должно быть активно использовано для идейно-политического и
морально-психологического противодействия терроризму и отрыва от него рядовых
участников. Этот аспект борьбы с терроризмом нередко недооценивается, о чем
свидетельствуют недостатки в противодействии терроризму в Чечне при проведении
операций по восстановлению конституционного порядка.
Специфической
разновидностью терроризма является уголовный терроризм, в мотивационной основе
которого находится система криминальных антиценностей. При его изначальной
направленности на обслуживание конкурентной борьбы преступных кланов в сфере
экономики в целях обогащения криминальным путем и на подавление сопротивления
общества преступности он характеризуется все более широкими негативными
последствиями для политической стабильности и прямым использованием для
обслуживания целей политической борьбы организаций и групп экстремистской направленности.
Как
угроза национальной безопасности России терроризм охватывает своим
деструктивным воздействием все основные сферы общественной жизни страны, все
более приобретая значение одного из основных факторов, препятствующих
стабилизации социально-политических отношений в стране. Специфика механизма
террористического воздействия обусловливает многоплановость разрушительного
влияния терроризма на всю систему общественных отношений, а также его
повышенную опасность, особенно в связи с возрастанием угрозы развития массового
терроризма к использования его субъектами средств массового поражения.
Таким
образом, исходя из основных сущностей терроризма, защита населения от
чрезвычайных ситуаций террористического характера, уменьшение их
социально-экономических и экологических последствий возможно только с
проведением комплекса социальных мероприятий направленных на снижение
материальных и людских потерь.
Итак, на современном этапе необходимо проанализировать вопросы защиты объектов и людей на территории России при террористических акциях.