6.4.2.1. Структуры,
осуществляющие борьбу с терроризмом.
Согласно
принятому в 1998 году закону «О борьбе с терроризмом», субъектами,
непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом, в России являются:
· Федеральная служба
безопасности - осуществляет борьбу с терроризмом
посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического
характера, в том числе преступлений, преследующих политические цели, а также
посредством предупреждения, выявления и пресечения международной
террористической деятельности, в соответствии с уголовно-процессуальным
законодательством проводят предварительное расследование по уголовным делам о
таких преступлениях.
· Министерство
внутренних дел - осуществляет борьбу с терроризмом
посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического
характера, преследующих корыстные цели.
· Служба внешней
разведки и другие органы внешней разведки Российской Федерации
осуществляют борьбу с терроризмом посредством обеспечения безопасности
учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской
Федерации, их сотрудников и членов семей указанных сотрудников, а также
осуществляют сбор информации о деятельности иностранных и международных
террористических организаций.
· Федеральная служба
охраны -
осуществляет борьбу с терроризмом посредством обеспечения безопасности объектов
государственной охраны и защиты охраняемых объектов.
· Министерство
обороны -
обеспечивает защиту находящихся на вооружении оружия массового поражения,
ракетного и стрелкового оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, защиту
военных объектов, а также принимает участие в обеспечении безопасности
национального морского судоходства, воздушного пространства Российской
Федерации, в проведении контртеррористических операций.
6 марта 2006 года был
принят новый закон – «О противодействии терроризму». Согласно закону и
сопровождающему его указу Президента «О мерах по
противодействию терроризму» главной ответственной структурой за
борьбу с терроризмом была определена Федеральная служба безопасности. Кроме
того, была создана координационная межведомственная структура - Национальный антитеррористический комитет (НАК), который
обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления по противодействию терроризму, а также осуществляющим
подготовку соответствующих предложений Президенту Российской Федерации.
На основании Федерального закона Российской
Федерации от 3 мая 2011 года № 96-ФЗ « О внесении изменений в Федеральный закон
«О противодействий терроризму»» в нашей стране введены цветные режимы уровней
террористической опасности:
«Синий»
(повышенный уровень) вводится, если спецслужбы и правоохранительные органы
получили оперативную информацию о готовящемся теракте. В этом случае все силы и
средства приводятся в состояние повышенной готовности, усиливается контроль за
транспортными узлами и т.д. При этом на жизнь граждан не накладывается
каких-либо ограничений.
«Желтый»
(высокий) уровень объявляется, если информация о готовящемся теракте
подтвердилась. Где и когда атака состоится - неизвестно, поэтому полиция и
спецслужбы начинают жестко контролировать объекты жизнеобеспечения, вокзалы и
аэропорты.
«Красный» уровень вводится если угроза теракта достигла критической точки: стали
известны место и время теракта или он уже произошел. Во время проведения
контртеррористической операции действуют ограничения: прослушивание телефонов,
контроль почты. С места проведения операции эвакуируют припаркованные
автомобили, удаляют посторонних граждан, полиция и спецслужбы выборочно
досматривают личные вещи и проверяют документы (табл. 6.60).
Таблица 6.60 - Уровни террористской
угрозы в Российской Федерации.
Цвета уровней угрозы |
«СИНИЙ» Повышенный уровень угрозы |
«ЖЕЛТЫЙ» Высокий уровень угрозы |
«КРАСНЫЙ» Критический уровень угрозы |
Когда вводится |
Вводится при поступлении оперативной
информации о готовящимся теракте |
Вводится при подтверждении информации о
готовящимся теракте (место/время неизвестно) |
Вводится при локализации места/времени
теракта или при совершенном теракте |
Управленческое направление противодействия |
·
Проверяется информация о готовящемся
теракте; ·
Уточняется схема оповещения и
порядок экстренной связи между структурами; ·
Согласовываются планы развертывания
сил и средств, совместных действий оперативных штабов, охраны оборонных объектов |
·
Жесткий контроль паспортного режима; ·
Усиление охраны объектов жизнеобеспечения,
контроль передвижения транспорта через административные границы и т.д. |
·
Круглосуточное дежурство сотрудников
всех служб; ·
Усиленный режим несения службы личного
состава, повышение боевой готовности группировки сил |
Оперативно-розыскное направление противодействия |
·
Усиливается контроль и проверяется
сохранность взрывчатых веществ; ·
Особое внимание уделяется пассажиропотокам; ·
Отслеживается информация о новых людях,
подозрительных предметах и т.д. |
·
Усиление мер по учету хранения
взрывчатых веществ; ·
Проверка нефте- и газопроводов,
объектов инфраструктуры промышленности и транспорта |
·
Вводится правовой режим КТО; ·
Вступают в действие ограничительные
меры: контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров, выборочный
досмотр, проверка документов и т.д. |
Профилактическое направление противодействия |
·
Информирование населения о
нарастании угрозы (от граждан не требуется никаких действий); ·
Проводятся дополнительные
инструктажи с нарядами милиции и ДПС |
·
Проводится инструктаж руководителей
и охраны объектов |
·
Удаление лиц и автотранспорта с мета
проведения КТО; ·
Оповещение населения с помощью
рекламных щитов, информационных плазменных панелей, телевидения, радиовещания
и интернета |