6.4.2.1. Структуры, осуществляющие борьбу с терроризмом.

 

Согласно принятому в 1998 году закону «О борьбе с терроризмом», субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом, в России являются:

·  Федеральная служба безопасности - осуществляет борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, в том числе преступлений, преследующих политические цели, а также посредством предупреждения, выявления и пресечения международной террористической деятельности, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством проводят предварительное расследование по уголовным делам о таких преступлениях.

·  Министерство внутренних дел - осуществляет борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели.

·  Служба внешней разведки и другие органы внешней разведки Российской Федерации осуществляют борьбу с терроризмом посредством обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, их сотрудников и членов семей указанных сотрудников, а также осуществляют сбор информации о деятельности иностранных и международных террористических организаций.

·  Федеральная служба охраны - осуществляет борьбу с терроризмом посредством обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов.

·  Министерство обороны - обеспечивает защиту находящихся на вооружении оружия массового поражения, ракетного и стрелкового оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, защиту военных объектов, а также принимает участие в обеспечении безопасности национального морского судоходства, воздушного пространства Российской Федерации, в проведении контртеррористических операций.

6 марта 2006 года был принят новый закон – «О противодействии терроризму». Согласно закону и сопровождающему его указу Президента «О мерах по противодействию терроризму» главной ответственной структурой за борьбу с терроризмом была определена Федеральная служба безопасности. Кроме того, была создана координационная межведомственная структура - Национальный антитеррористический комитет (НАК), который обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму, а также осуществляющим подготовку соответствующих предложений Президенту Российской Федерации.

На основании Федерального закона Российской Федерации от 3 мая 2011 года № 96-ФЗ « О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействий терроризму»» в нашей стране введены цветные режимы уровней террористической опасности:

«Синий» (повышенный уровень) вводится, если спецслужбы и правоохранительные органы получили оперативную информацию о готовящемся теракте. В этом случае все силы и средства приводятся в состояние повышенной готовности, усиливается контроль за транспортными узлами и т.д. При этом на жизнь граждан не накладывается каких-либо  ограничений.

«Желтый» (высокий) уровень объявляется, если информация о готовящемся теракте подтвердилась. Где и когда атака состоится - неизвестно, поэтому полиция и спецслужбы начинают жестко контролировать объекты жизнеобеспечения, вокзалы и аэропорты.

«Красный» уровень вводится если угроза теракта достигла критической точки: стали известны место и время теракта или он уже произошел. Во время проведения контртеррористической операции действуют ограничения: прослушивание телефонов, контроль почты. С места проведения операции эвакуируют припаркованные автомобили, удаляют посторонних граждан, полиция и спецслужбы выборочно досматривают личные вещи и проверяют документы (табл. 6.60).

Таблица 6.60 - Уровни террористской угрозы в Российской Федерации.

Цвета уровней

угрозы

«СИНИЙ»

Повышенный уровень угрозы

«ЖЕЛТЫЙ»

Высокий уровень угрозы

«КРАСНЫЙ»

Критический уровень угрозы

Когда вводится

Вводится при поступлении оперативной информации о готовящимся теракте

Вводится при подтверждении информации о готовящимся теракте (место/время неизвестно)

Вводится при локализации места/времени теракта или при совершенном теракте

Управленческое направление противодействия

·   Проверяется информация о готовящемся теракте;

·   Уточняется схема оповещения и порядок экстренной связи между структурами;

·   Согласовываются планы развертывания сил и средств, совместных действий оперативных штабов, охраны оборонных объектов

·   Жесткий контроль паспортного режима;

·   Усиление охраны объектов жизнеобеспечения, контроль передвижения транспорта через административные границы и т.д.

·   Круглосуточное дежурство сотрудников всех служб;

·   Усиленный режим несения службы личного состава, повышение боевой готовности группировки сил

Оперативно-розыскное направление противодействия

·  Усиливается контроль и проверяется сохранность взрывчатых веществ;

·  Особое внимание уделяется пассажиропотокам;

·  Отслеживается информация о новых людях, подозрительных предметах и т.д.

·       Усиление мер по учету хранения взрывчатых веществ;

·       Проверка нефте- и газопроводов, объектов инфраструктуры промышленности и транспорта

·      Вводится правовой режим КТО;

·      Вступают в действие ограничительные меры: контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров, выборочный досмотр, проверка документов и т.д.

Профилактическое направление противодействия

·  Информирование населения о нарастании угрозы (от граждан не требуется никаких действий);

·  Проводятся дополнительные инструктажи с нарядами милиции и ДПС

·    Проводится инструктаж руководителей и охраны объектов

·   Удаление лиц и автотранспорта с мета проведения КТО;

·   Оповещение населения с помощью рекламных щитов, информационных плазменных панелей, телевидения, радиовещания и интернета