8.3. Порядок создания, накопления и использования медицинского имущества службой медицины катастроф. Предназначение резерва медицинского имущества службы медицины катастроф.

 

Медицинское имущество, необходимое для оказания медицинской помощи пораженным, должно быть подготовлено заблаговременно. Постановлением Правительства Российской Федерации № 794 от 30.12.2003 г. (с изменениями от 27 мая 2005 г., 3 октября 2006 г.) «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» на Министерство здравоохранения и социального развития возложена задача создания запасов медицинского имущества для обеспечения защиты населения от ЧС. В соответствии с ним создаются резервы медицинского имущества, в том числе и в расчете на оснащение формирований службы медицины катастроф для обеспечения ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Органы управления здравоохранением местной исполнительной власти на случай ЧС, исходя из местных условий, согласно планам МСГОЗ определяют лечебно-профилактическим учреждениям задания на создание формирований службы медицины катастроф (отряды, бригады и др.), перепрофилирование или развертывание дополнительных специализированных коек для обеспечения массового приема и оказания медицинской помощи пораженным в ЧС. Необходимое для этих целей медицинское имущество определяется соответствующими табелями или нормами и накапливается в неснижаемых запасах за счет средств, предусмотренных бюджетом на содержание учреждения-формирователя. Используется это имущество для оказания медицинской помощи в ЧС по планам МСГОЗ.

Порядок накопления, содержания, учета и использования резерва медицинского имущества службы медицины катастроф определяется Положением о резерве медицинского имущества службы медицины катастроф Министерства здравоохранения России (утверждено первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации 17.02.98), неснижаемых запасов - распоряжениями соответствующих органов управления здравоохранением, принявших решение по их созданию.

Заготовка медицинского имущества для нужд службы медицины катастроф осуществляется централизованно и децентрализовано. Централизованное приобретение медицинского имущества осуществляется через федеральные и муниципальные органы управления фармацевтической деятельностью, децентрализованное - на предприятиях и в организациях снабжения лекарственными средствами, медицинской техникой и другим медицинским имуществом различных форм собственности. Заявки на приобретение медицинского имущества представляются по согласованным с поставщиками формам и срокам. Если и выделении каких-либо предметов медицинского имущества отказано, осуществляется поиск иных поставщиков.

В плановом порядке медицинское имущество заготавливается из расчета обеспечения фактической потребности на один год. Возникающая в течение этого периода дополнительная потребность обеспечивается путем разовых закупок. Отдельные лекарственные средства с ограниченными сроками годности могут приобретаться по мере необходимости в розничной аптечной сети.

В целях рационального использования денежных средств медицинское имущество приобретается, по возможности, минуя посреднические организации. Поэтому закупка медицинского имущества, монтаж, техническое обслуживание и ремонт медицинской техники, метрологическая поверка медицинских средств измерений сторонними организациями при работе в режиме повседневной деятельности осуществляются на конкурсной основе, как правило, на промышленных предприятиях, в оптовых организациях (базах, складах), на ремонтных и иных специализированных предприятиях, имеющих государственную лицензию на соответствующий вид деятельности. Взаимоотношения сторон при закупках медицинского имущества и предоставлении услуг по ремонту медицинской техники и т.п. устанавливаются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и оформляются договорами (контрактами).

Выбор поставщиков производится на основании изучения рынка предметов медицинского назначения и необходимых услуг. С этой целью отдел медицинского снабжения центра медицины катастроф ведет банк данных предприятий и организаций (фирм), осуществляющих производство и оптовые поставки медицинского имущества по интересующей номенклатуре, а инженерно-техническое отделение - предоставляющих услуги по монтажу и ремонту медицинской техники. Решение на заготовку (закупку) или использование услуг принимается на основании конкурсного отбора поставщиков (исполнителей), который осуществляется в соответствии с Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд от 08.04.97 № 305, утвержденным Указом Президента Российской Федерации. На основании расчетов потребности медицинского имущества определяется номенклатура предметов и их количество, подлежащее заготовке, объявляется конкурс на его поставку. В результате изучения конкурсных документов отбираются предприятия (организации), условия поставки продукции (выполнения ремонта или монтажа медицинской техники) которых удовлетворяют в наибольшей степени, и их включают в конкурентные листы. Конкурентные листы по каждому наименованию предметов, согласованные с заинтересованными ведущими специалистами и утвержденные директором центра, являются основанием для заключения договоров с поставщиками - победителями конкурса.

Для разовых закупок поставщикам направляются заявки, а после согласования возможности заготовки - уточненные ведомости поставок (спецификации) в приложениях к договорам.

При заключении договоров согласовываются все условия поставки: предмет договора, цена предмета и сумма договора, порядок и сроки поставки, ответственность сторон, форс-мажор и т.д. Поставки лекарственных и других средств с ограниченными сроками годности предусматриваются поквартально или в иные сроки, обеспечивающие их получение и использование в пределах установленных для них сроков годности.

Для удовлетворения экстренно возникающих потребностей и в ЧС закупка отдельных недостающих предметов для оказания медицинской помощи пораженным, срочный ремонт медицинской техники и метрологическую проверку медицинских средств измерений разрешается производить в розничных аптечных и других учреждениях, ремонтных мастерских, имеющих государственные лицензии на право заниматься соответствующим видом деятельности, без оформления договоров.

На лекарственные средства, поступающие от промышленности и других поставщиков различных форм собственности, должен быть представлен сертификат соответствия, за исключением следующих случаев: имеется в наличии соответствующий договор фирмы с Инспекцией по контролю качества лекарственных средств и медицинской техники Минздравсоцразвития России, о чем информируется грузополучатель; закупка проводится на аптечных складах, базах, в аптеках и других учреждениях, реализующих лекарственные средства; имеется в наличии Всероссийский сертификат соответствия и заключение о качестве или Региональный протокол соответствия и аналитический паспорт.

Финансирование приобретения медицинского имущества для накопления в резервах службы медицины катастроф осуществляется за счет средств, получаемых на эти цели из нескольких источников, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.96 № 195 «Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф» (рисунок 8.3). Финансирование заготовок медицинского имущества для неснижаемого запаса медицинского имущества производится местным бюджетом.

Медицинское имущество, необходимое для оказания медицинской помощи пострадавшим и обеспечения учреждений и формирований службы в чрезвычайных ситуациях, накапливается в резервах.

 

 

 

 

 

Рисунок 8.3- Виды резервов медицинского имущества и источники их

финансирования

 

Резерв медицинского имущества службы медицины катастроф предназначается и создается для гарантированного обеспечения мероприятии по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций. Различают следующие виды резервов (рисунок 8.4):

         государственный — резерв Правительства РФ;

         федеральный — резерв федеральных органов исполнительной власти;

         региональный — резерв субъектов РФ;

         муниципальный — резерв органов местного самоуправления;

         локальный (объектовый) — резерв предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм собственности.

Рисунок 8.4 - Структура резервов медицинского имущества СМК

 

Резервы медицинского имущества службы медицины катастроф создаются:

         государственный — решением Правительства РФ;

         федеральный, региональный — решением Министерства здравоохранения и социального развития;

         региональный — решением органов исполнительной власти субъектов РФ;

         муниципальный - решением органов местного самоуправления;

    локальный (объектовый) — решением администрации предприятий,  учреждений или организаций.

Мероприятия по созданию и содержанию резервов медицинского имущества службы медицины катастроф финансируются:

         государственного — за счет средств федерального бюджета;

         федерального — за счет бюджета Министерства здравоохранения и социального развития;

         регионального — за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ;

         муниципального — за счет средств местного бюджета;

         локального (объектового) — за счет средств заинтересованного предприятия, учреждения или организации.

Номенклатуру и количество медицинского имущества, подлежащего накоплению в резерве службы медицины катастроф, определяют на основании норм снабжения, табелей оснащения учреждений и формирований. При этом обязательно учитывают экономико- и медико-географические особенности территории (региона); прогнозируемые характер чрезвычайной ситуации и число пострадавших в ней; задачи службы по медицинскому обеспечению ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, а также ряд других факторов.

Ответственным за накопление и содержание государственного резерва медицинского имущества службы медицины катастроф Министерства здравоохранения и социального развития являются Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» и Второе управление Министерства здравоохранения и социального развития. Ответственными за определение размеров и планирование накопления медицинского имущества на региональном, муниципальном и локальном (объектовом) уровнях управления службой медицины катастроф являются соответствующие органы управления здравоохранением субъектов РФ, местной исполнительной власти, предприятий, организаций или учреждений.

Для обеспечения сохранности и эффективного использования резерв медицинского имущества службы медицины катастроф Министерства здравоохранения и социального развития размещается на медицинских складах центров медицины катастроф, а при их отсутствии или недостаточной емкости — на договорной основе в складских или других помещениях, специально оборудованных для хранения медицинского имущества, находящихся в ведении других организаций. Пункты и объекты хранения резерва медицинского имущества утверждаются по их принадлежности Министерством здравоохранения и социального развития, органами здравоохранения субъектов РФ, территорий по представлениям соответствующих центров медицины катастроф (рисунок 8.5).

Рисунок 8.5 - Распределение резервов медицинского имущества на ЧС

по объектам хранения

 

В целях обеспечения сохранности медицинского имущества в качественном и количественном отношениях его хранение в подразделениях формирований и учреждений службы медицины катастроф организуется в соответствии с Инструкцией по организации храпения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения от 13.11.96 № 377, утвержденной приказом Минздрава России, и Положением по организации медицинского снабжения службы медицины катастроф Минздрава России (утверждено Минздравом России 14.03.97). При организации хранения учитываются физико-химические свойства химико-фармацевтических препаратов, различные свойства медицинской техники и других предметов медицинского назначения, а также требования, предъявляемые к обеспечению их сохранности. Например, при любых обстоятельствах должна быть исключена возможность доступа посторонних к лекарственным средствам списка А, наркотическим и психотропным средствам и их нецелевое использование, ЧС определяется как неожиданная, внезапно возникающая обстановка, характеризующаяся значительным социально-экологическим и экономическим ущербом и, вследствие этого, необходимостью крупных материальных и других затрат на проведение аварийно-спасательных мероприятий и ликвидацию негативных последствий.

Для обеспечения постоянной готовности медицинского имущества резерва к применению по предназначению лекарственные средства, изделия медицинского назначения и др. в процессе хранения подвергают периодическому освежению; медицинскую технику, кроме того, техническому обслуживанию и ремонту, а средства измерений — периодической поверке.

Под освежением понимают замену медицинского имущества, сроки хранения которого в резерве истекают, на медицинское имущество с большим запасом срока годности или свежих сроков заготовки, а также устаревших образцов медицинской техники на аналогичные более современные модели для предотвращения нанесения материального ущерба и поддержания резервов в готовности к использованию по предназначению. Освежению подлежит также медицинское имущество, входящее в состав комплектов (сумок, аптечек, наборов).

Периодичность освежения лекарственных средств и изделий медицинского назначения, имеющих срок годности, зависит от сроков годности и соответствующих им сроков хранения в резерве. Освежение проводят в плановом порядке ранее истечения срока годности с учетом возможности использования имущества для текущего снабжения или реализации. В связи с этим остаточный срок годности должен составлять при основном сроке годности: 6 мес — не менее 2 мес; 2 года — не менее 10 мес; 3 года — не менее 14 мес; более 3 лет — не менее 2 лет.

Остаточные сроки годности устанавливает Министерство здравоохранения и социального развития.

Медицинское имущество в порядке освежения изымают из резервов после того, как в них будет заложено равное количество имущества свежих сроков выпуска (заготовки). При обоснованной невозможности освежения медицинского имущества его содержат в резерве до истечения установленных сроков годности, после чего изымают, списывают и уничтожают (утилизируют) в принятом порядке.

Резерв медицинского имущества службы медицины катастроф Министерства здравоохранения и социального развития расходуется только при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций на территории России или для оказания гуманитарной помощи странам, терпящим бедствие. Расходовать лекарственные и другие медицинские средства, использовать медицинскую технику из резерва службы медицины катастроф для обеспечения повседневной деятельности запрещается.

Использование резерва медицинского имущества для оказания медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях осуществляется по решению органов управления здравоохранением или директора центра медицины катастроф по принадлежности резерва, а для оказания помощи зарубежным странам — по решению Правительства РФ. Восполнение изъятого из резерва медицинского имущества осуществляют в течение не более чем 2 мес.

 

Медицинское имущество, изъятое из резерва, используют для укомплектования учреждений и формирований службы медицины катастроф или установленным порядком передают в распоряжение органа здравоохранения или центра медицины катастроф в зоне чрезвычайной ситуации.

Известно, что от уровня обеспеченности медицинских учреждений и формирований медицинским имуществом во многом зависят своевременность и эффективность оказания медицинской помощи пораженным. Поэтому вопросы медицинского снабжения в ЧС должны быть предметом постоянного внимания не только органов медицинского снабжения, но и всех категорий руководителей службы медицины катастроф.