9.1. Понятие управления подчиненными силами и средствами службы медицины катастроф, направления и содержание управления.

 

Управление Всероссийской службой медицины катастроф - целенаправленная деятельность начальников (руководителей) органов управления службой, начальников (руководителей) формирований и учреждений по поддержанию готовности службы, подготовке се к решению поставленных задач и руководству подчиненными органами управления, формированиями и учреждениями в ходе их выполнения.

Основными принципами управления являются:

·     единоначалие, централизация управления с предоставлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения поставленных задач;

·     умение анализировать обстановку, делать правильные выводы из ее оценки и предвидеть ход событий;

·     оперативность, творчество и высокая организованность в работе;

·     твердость и настойчивость в реализации принятых решений и планов;

·     личная ответственность руководителей службы медицины катастроф за принимаемые решения и результаты выполнения поставленных задач.

К управлению ВСМК предъявляется ряд требований:

·     устойчивым,

·     непрерывным,

·     оперативным,

·     квалифицированным,

·     эффективным.

Устойчивость и непрерывность управления достигаются:

·     знанием реально сложившейся обстановки;

·     правильным уяснением задач, поставленных старшими начальниками;

·     своевременным принятием решений и четкой постановкой задач подчиненным;

·     наличием постоянной, устойчивой связи с подчиненными, а также старшими начальниками;

·     обеспечением надежности работы службы медицины катастроф.

Оперативность управления заключается в:

·     знании обстановки и быстром реагировании на се изменения;

·     своевременном уточнении принятого решения и поставленных подчиненным задач;

·     умении применять наиболее целесообразные методы работы и выполнять поставленные задачи в установленные сроки.

Однако быстродействие как важнейший показатель оперативности не должно быть в ущерб качеству управления. Высокое качество управления - вторая сторона оперативности.

Квалифицированность управления достигается тем, что начальники (руководители) органов управления должны руководить подчиненными на основе глубокого знания теории и практики медико-санитарного обеспечения населения, опираться на советы и помощь различных специалистов - хирургов и терапевтов, эпидемиологов и гигиенистов, организаторов медицинского снабжения и др. Высказанное положение не должно быть в противоречии с необходимостью централизации управления в руках руководителя. Только он вправе принимать окончательное решение, за которое песет всю полноту ответственности.

Эффективность управления в значительной степени обеспечивается субъективными факторами - личностью и стилем работы соответствующих начальников, а также высоким морально-психологическим состоянием всего личного состава, его готовностью к выполнению задач медико-санитарного обеспечения в любое время и в любых условиях.

Управление - это информационный процесс, который включает следующие три операции (функции):

·     получение (добывание) необходимой информации (информации состояния и командной) об объектах управления и окружающей среде;

·     переработку полученной (добытой) информации и принятие на основе этого соответствующих решений;

·     постановку задач объектам управления (передачу командной информации) и контроль за выполнением принятых решений (отданных распоряжений).

При выполнении указанных операций образуется замкнутый контур (рис. 9.1). Его основными элементами являются:

1.   орган управления, который получает информацию, перерабатывает ее, принимает решения, ставит задачи объектам управления (подчиненным) и осуществляет контроль;

2.   объекты управления;

3.   каналы командной связи, обеспечивающие своевременную и точную передачу командной информации объектам управления;

4.  
каналы обратной связи, по которым идет информация о выполнении поставленных задач и состоянии объектов управления.

Рисунок 9.1 - Схема управления службой медицины катастроф

 

 

Система управления может быть эффективной лишь при условии четкого взаимосвязанного функционирования всех указанных элементов. Принципиальный подход к совершенствованию системы управления - повышение быстродействия и качества работы одновременно всех элементов.

Содержание управления службой медицины катастроф отражает все многообразие и сложность задач, решаемых службой в мирное и военное время, и включает три группы мероприятий:

·     мероприятия по поддержанию постоянной готовности службы;

·     мероприятия по подготовке медико-санитарного обеспечения в ЧС;

·     Подпись: Управление ВСМКПодпись: Подготовка медико-санитарного обеспечения в ЧСПодпись: Руководство медико-санитарным обеспечением при ликвидации последствий ЧС
мероприятия по руководству силами и средствами службы медицины катастроф в ходе выполнения поставленных задач (рис. 9.2).

Рисунок 9.2 - Содержание управления ВСМК

 

Мероприятия, объединенные в эти группы, по содержанию специфичны и существенно различаются. Однако, с точки зрения управления, методы их выполнения остаются практически аналогичными и включают:

·     непрерывный сбор (добывание), изучение, обобщение и анализ данных обстановки;

·     принятие (уточнение) решения и планирование;

·     доведение задач до подчиненных (уточнение задач подчиненным);

·     организацию выполнения запланированных (намеченных) мероприятий;

·     организацию и поддержание взаимодействия;

·     организацию (восстановление) системы управления, в том числе связи;

·     контроль за выполнением запланированных (намеченных) мероприятий и оказание помощи объектам управления.

Следует подчеркнуть, что суть управления и любых управленческих решений состоит, во-первых, в определении целей, задач деятельности объектов управления, исполнителей и сроков выполнения поставленных задач (что, кто, когда и, по возможности, как должен сделать); во-вторых, в проведении комплекса мероприятий, способствующих успешному и своевременному их выполнению (выделение необходимых сил и средств, оказание при необходимости помощи и др.). В главе 2 нами были рассмотрены практические аспекты управления ВСМК через руководящие органы - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности различных уровней.