9.1. Понятие управления подчиненными силами и
средствами службы медицины катастроф, направления и содержание управления.
Управление
Всероссийской службой медицины катастроф - целенаправленная
деятельность начальников (руководителей) органов управления службой,
начальников (руководителей) формирований и учреждений по поддержанию готовности
службы, подготовке се к решению
поставленных задач и руководству подчиненными органами управления, формированиями и учреждениями
в ходе их выполнения.
Основными принципами управления являются:
· единоначалие,
централизация управления с предоставлением подчиненным инициативы в определении
способов выполнения поставленных задач;
· умение
анализировать обстановку, делать правильные выводы из ее оценки и предвидеть
ход событий;
· оперативность,
творчество и высокая организованность в работе;
· твердость и
настойчивость в реализации принятых решений и планов;
· личная
ответственность руководителей службы медицины катастроф за принимаемые решения и
результаты выполнения поставленных задач.
К управлению ВСМК предъявляется ряд требований:
· устойчивым,
· непрерывным,
· оперативным,
· квалифицированным,
· эффективным.
Устойчивость и непрерывность управления достигаются:
· знанием
реально сложившейся обстановки;
· правильным
уяснением задач, поставленных старшими начальниками;
· своевременным
принятием решений и четкой постановкой задач подчиненным;
· наличием
постоянной, устойчивой связи с подчиненными, а также старшими начальниками;
· обеспечением надежности работы службы медицины катастроф.
Оперативность
управления заключается в:
· знании обстановки и быстром реагировании на
се изменения;
· своевременном
уточнении принятого решения и поставленных подчиненным
задач;
· умении применять наиболее целесообразные
методы работы и выполнять поставленные задачи в установленные сроки.
Однако быстродействие как важнейший показатель
оперативности не должно быть в ущерб качеству управления. Высокое качество
управления - вторая сторона оперативности.
Квалифицированность управления достигается тем, что начальники (руководители)
органов управления должны руководить подчиненными на основе глубокого знания
теории и практики медико-санитарного обеспечения населения, опираться на советы
и помощь различных специалистов - хирургов и терапевтов, эпидемиологов и
гигиенистов, организаторов медицинского снабжения и др. Высказанное положение
не должно быть в противоречии с необходимостью централизации управления в руках
руководителя. Только он вправе принимать
окончательное решение, за которое песет всю полноту ответственности.
Эффективность управления в значительной
степени обеспечивается субъективными факторами - личностью и стилем работы
соответствующих начальников, а также высоким морально-психологическим
состоянием всего личного состава, его готовностью к выполнению задач
медико-санитарного обеспечения в любое время и в любых условиях.
Управление - это информационный процесс, который
включает следующие три операции (функции):
·
получение (добывание) необходимой
информации (информации состояния и командной) об объектах управления и
окружающей среде;
·
переработку полученной (добытой)
информации и принятие на основе этого соответствующих решений;
·
постановку задач объектам управления
(передачу командной информации) и контроль за
выполнением принятых решений (отданных распоряжений).
При выполнении указанных операций образуется замкнутый контур (рис. 9.1). Его основными
элементами являются:
1. орган
управления, который получает информацию, перерабатывает ее, принимает решения,
ставит задачи объектам управления (подчиненным) и осуществляет контроль;
2. объекты
управления;
3. каналы
командной связи, обеспечивающие своевременную и точную передачу командной
информации объектам управления;
4.
каналы
обратной связи, по которым идет информация о выполнении поставленных задач и
состоянии объектов управления.
Рисунок 9.1 -
Схема управления службой медицины катастроф
Система управления может быть эффективной лишь при
условии четкого взаимосвязанного функционирования всех указанных элементов.
Принципиальный подход к совершенствованию системы управления - повышение быстродействия
и качества работы одновременно всех элементов.
Содержание управления службой медицины катастроф
отражает все многообразие и сложность задач, решаемых службой в мирное и
военное время, и включает три группы мероприятий:
· мероприятия
по поддержанию постоянной готовности службы;
· мероприятия
по подготовке медико-санитарного обеспечения в ЧС;
·
мероприятия
по руководству силами и средствами службы медицины катастроф в ходе выполнения
поставленных задач (рис. 9.2).
Рисунок 9.2 - Содержание управления ВСМК
Мероприятия, объединенные в эти группы, по содержанию специфичны и
существенно различаются. Однако, с точки зрения управления, методы их выполнения
остаются практически аналогичными и включают:
· непрерывный
сбор (добывание), изучение, обобщение и анализ данных обстановки;
· принятие
(уточнение) решения и планирование;
· доведение
задач до подчиненных (уточнение задач подчиненным);
· организацию
выполнения запланированных (намеченных) мероприятий;
· организацию и
поддержание взаимодействия;
· организацию
(восстановление) системы управления, в том числе связи;
· контроль за выполнением запланированных
(намеченных) мероприятий и оказание помощи объектам управления.
Следует подчеркнуть, что суть
управления и любых управленческих решений состоит, во-первых, в определении
целей, задач деятельности объектов управления, исполнителей и сроков выполнения
поставленных задач (что, кто, когда и, по возможности, как должен сделать);
во-вторых, в проведении комплекса мероприятий, способствующих успешному и
своевременному их выполнению (выделение необходимых сил и средств, оказание при
необходимости помощи и др.). В главе 2 нами были рассмотрены
практические аспекты управления ВСМК через руководящие органы - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и обеспечению пожарной безопасности различных уровней.