9.3.1. Прогнозирование медико-санитарной обстановки в зоне чрезвычайной ситуации.

 

Целями планирования медико-санитарного обеспечения населения в ЧС являются:

·  повышение готовности к реагированию и действиям органов управления, сил и средств службы медицины катастроф в ЧС;

·  наиболее рациональное распределение и использование медицинских сил и средств в условиях возникшей ЧС;

·  обоснованное, с учетом необходимой достаточности, создание и подготовка медицинских формирований, в т.ч. постоянной готовности, кадров службы медицины катастроф, коечной сети в ЛПУ, запасов медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества, необходимых для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

·  организация управления силами и средствами службы медицины катастроф на основе разработанного плана медико-санитарного обеспечения населения и с учетом конкретной обстановки при возникновении ЧС.

Неотъемлемой составной частью и начальным этапом планирования является прогнозирование медико-санитарной обстановки, возникающей при потенциальных ЧС.

Прогнозирование - это опережающее отражение обоснованной вероятности возникновения медико-санитарных последствий ЧС на основе анализа возможных причин их возникновения.

Прогнозирование осуществляется применительно к конкретной возможной чрезвычайной ситуации и наиболее вероятным вариантам возникающих в результате ее условий, которые влияют на медико-санитарное обеспечение, определяют характер этого влияния и путей уменьшения отрицательного воздействия неблагоприятных факторов.

Прогнозирование проводиться в целях обоснованного определения:

·     величины, структуры санитарных потерь среди населения и закономерностей их формирования;

·     нуждаемости пораженных в медицинской помощи;

·     санитарно-гигиенического и санитарно-эпидемического состояния зоны (района) ЧС;

·     потребности в силах и средствах службы медицины катастроф для медико-санитарного обеспечения и их соответствия имеющимся условий работы аварийно-спасательных формирований и условий жизнеобеспечения населения.

Для достижения указанных целей при прогнозировании медико-санитарных последствий ЧС решаются следующие основные задачи:

·     выявление и идентификация возможных источников ЧС природного и техногенного характера и потенциально опасных зон, возникающих вследствие этих ЧС;

·     разработка возможных вариантов возникновения медико-санитарных последствий в зависимости от развития ЧС;

·     оценка вероятности (частоты) возникновения медико-санитарных последствий по различным сценариям ЧС;

·     многовариантное моделирование параметров медико-санитарных последствий ЧС.

По длительности периода времени, на который распространяется прогноз, прогнозирование условно подразделяется на три типа:

·     долгосрочное (заблаговременное);

·     среднесрочное (заблаговременное, текущее);

·     кратко-срочное (оперативное).

Конкретные сроки разрабатываемых прогнозов возникающей медико-санитарной обстановки и их предназначение зависят от специфики прогнозируемой ЧС (табл. 9.1).

Таблица 9.1 - Виды и предназначение прогнозов ЧС.

Вид и сроки

прогнозирования

Основные решаемые

задачи

Предназначение

Уровни

1

2

3

4

Долгосрочное

(заблаговременное)

(на несколько лет)

1). Прогноз возникновения, развития и возможных медико-санитарных последствий природных и техногенных ЧС;

2). Зонирование территории по риску ЧС для населения.

1). Годовой прогноз ЧС;

2). Планы взаимодействия по медико-санитарному обеспечению населения в ЧС;

3). Планы медико-санитарного обеспечения населения при возможных крупно-масштабных ЧС;

4) Карты риска (меж-) регионального и федерального уровня

Федеральный,

(Меж-) региональный

Среднесрочное

(заблаговременное, текущее)

(на несколько лет)

1). Анализ статистики ЧС, подготовка базы исходных данных по территории;

2). Анализ результатов мониторинга, выявление и анализ возможных источников ЧС;

3). Анализ вариантов (сценариев) возникновения и развития ЧС;

4). Прогноз возможных медико-санитарных последствий ЧС;

5). Оценка риска, декларирование безопасности, зонирование территории.

1). Декларации безопасности;

2). Ежегодные планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС;

3). План медико-санитарного обеспечения населения в ЧС;

4). Карты риска территорий

Муниципальный,

территориальный

Краткосрочное

(оперативное)

(на несколько суток, часов)

1). Оценка медико-санитарной обстановки в случае ЧС или угрозы ЧС;

2). Анализ вариантов развития ЧС, оценка последствий;

3). Определение уровня ЧС и уровня реагирования на ЧС.

1). План медико-санитарного обеспечения населения в ЧС;

2). Планы взаимодействий.

Локальный, муниципальный, территориальный, (меж-) региональный и федеральный (в случае ЧС федерального уровня)

 

Деятельность службы медицины катастроф по прогнозированию медико-санитарной обстановки в ЧС осуществляется в трех режимах:

·     в режиме повседневной деятельности,

·     в режиме повышенной готовности и

·     в режиме чрезвычайной ситуации.

В режиме повседневной деятельности службой медицины катастроф территориального уровня решаются все задачи прогнозирования медико-санитарной обстановки, связанные с предупреждением и подготовкой к ликвидации всех возможных медико-санитарных последствий ЧС.

Режим повышенной готовности Службы вводится при непосредственной угрозе возникновения конкретной ЧС. Основной целью прогнозирования в этом режиме является получение уточненного прогноза медико-санитарных последствий предполагаемой природной техногенной ЧС с использованием имеющихся реальных данных об источнике ЧС и ее развитии, имеющихся в распоряжении службы медицины катастроф силах и средствах для ликвидации медико-санитарных последствий.

В режиме чрезвычайной ситуации целью прогнозирования является получение прогноза развития медико-санитарной обстановки в ЧС и возникающих в результате ее медико-санитарных последствиях. Этот прогноз необходим для поддержки принятия (уточнения) решения на медико-санитарное обеспечение населения в ЧС.

Службой медицины катастроф территориального уровня производится прогнозирование всех возможных на данной территории ЧС природного и техногенного характера (объект экономики, населенный пункт, района, город) независимо от их масштаба и возможных медико-санитарных последствий.

При выборе критериев и показателей потенциальной опасности в первую очередь рассматривается возможная опасность самих объектов, как источников ЧС. После этого производится оценка возможных влияний на объекты ЧС природного характера. Предельные количества веществ, которые могут находиться на производственных объектах представлены в таблице 9.2.

Таблица 9.2 - Предельные количества опасных веществ, наличие которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности.

Наименование и виды опасных веществ

Предельное количество

опасного вещества, т

Аммиак

500

Нитрат аммония (нитрат аммония и смеси аммония, в которых содержание азота из нитрата аммония составляет более 28% массы, а также водные растворы нитрата аммония, в которых концентрация нитрата аммония превышает 90% массы

 

 

 

2500

Нитрат аммония в форме удобрений (простые удобрения на основе нитрата аммония, а также сложные удобрения, в которых содержание азота из нитрата аммония составляет более 28% массы (сложные удобрения содержат нитрат аммония вместе с фосфатом и (или) калием)

 

 

 

 

10000

Акринонитрил

200

Хлор

25

Оксид этилена

50

Цианистый водород

20

Фтористый водород

50

Сернистый водород

50

Диоксид серы

250

Триоксид серы

75

Алкилы

50

Фосген

0,75

Метилизоцианат

0,15

Воспламеняющиеся газы

200

Горючие жидкости, находящиеся на товарно-сырьевых складах и базах

 

500000

Горючие жидкости, используемые в технологическом процессе или транспортируемые по магистральному трубопроводу

 

200

Токсичные вещества

200

Высокотоксичные вещества

20

Окисляющие вещества

200

Взрывчатые вещества

50

Вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды

 

200

Примечание: 1. В соответствии с Федеральным законом РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 г. № 1160ФЗ устанавливается обязанность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются вещества в указанных количествах.

Согласно ст. 14 данного Федерального закона разработка декларации промышленной безопасности предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы, т.е. проведение процедуры долгосрочного (заблаговременного) прогнозирования возникновения и последствий ЧС на объекте.

2. В случае, если расстояние между опасными производственными объектами менее 500 метров, учитывается суммарное количество опасного вещества.

 

К числу потенциально опасных и технически особо сложных объектов (приложение к письму Минстроя России от 20.04.95 г. № БЕ-19-9/24) относятся следующие:

1. Ядерно- и/или радиационно-опасные объекты (атомные электростанции, исследовательские реакторы, предприятия топливного цикла, хранилища, временного и долговременного хранения ядерного топлива и радиоактивных отходов).

2. Объекты уничтожения и захоронения химических и других опасных отходов.

3. Гидротехнические сооружения 1 и 2 классов.

4. Объекты обустройства нефтяных месторождений на шельфах морей.

5. Магистральные газо- нефте- и продуктопроводы с давлением более 5 МПа.

6. Крупные склады для хранения нефти и нефтепродуктов (свыше 20 тыс. тонн) и изотермические хранилища сжиженных газов.

7. Объекты, связанные с производством, получением или переработкой жидкофазных или твердых продуктов, обладающих взрывчатыми свойствами и склонных к спонтанному разложению с энергией возможного взрыва, эквивалентной 4,5 тонн тринитротолуола.

8. Предприятия по подземной и открытой (глубина разработки свыше 150 м) добыче и переработке (обогащению) твердых полезных ископаемых.

9. Тепловые электростанции мощностью свыше 600 МВт.

10. Морские порты, аэропорты с длиной основной взлетно-посадочной полосы 1800 м и более, мосты и тоннели длиной более 500 м, метрополитены.

11. Крупные промышленные объекты с численностью занятых более 10 тысяч человек.

Основными критериями отнесения объектов к потенциально опасным при нахождении их в зоне возможных стихийных бедствий (ЧС природного характера) являются следующие:

а) для землетрясений прогнозирование проводится для районов и объектов, расположенных на сейсмоопасной территории, в соответствии с данными карты общего сейсмического районирования (карты ОСР-78);

б) для наводнений прогнозирование проводится для всех объектов, попадающих в зоны возможного катастрофического затопления при прорыве напорного фронта гидроузлов в зоны наводнений при сезонных и дождевых паводках;

в) для природных пожаров прогнозирование (заблаговременное) проводится для районов торфяников и лесной зоны с лесными массивами площадью более 20 кв. м;

г) для бурь и ураганов прогнозирование проводится для объектов, находящихся в районах, где значение параметров природного явления превышает критические.

Критические значения параметров различных природных явлений приведены в таблице 9.3.

Таблица 9.3 - Критические значения параметров природных явлений.

Виды опасных природных явлений

Критические значения параметров

Землетрясения

4 и более баллов

Ветер (шквалы, смерчи)

Скорость 25 м/с и более

Для побережий (акваторий) океанов, арктических и дальневосточных морей - скорость 30 м/с и более

Дождь

Количество осадков 50 мм и более за 12 часов и менее

Сильный снегопад

30 мм и более в течение 12 часов

Сильная метель (снежные заносы)

Ветер 20 м/с и более в течение суток с выпадением снега

Сильный гололед

Диаметр отложений на проводах 20 мм и более

В горных, селевых и лавиноопасных районах - 30 мм и более за 12 часов и менее

Природные пожары

20 га - Европейская часть

200 га - Сибирь

Примечание: Для определения критических значений параметров не приведенных природных явлений следует пользоваться «Положением о порядке действий организаций и учреждений Росгидромета при возникновении гидрометеорологических и гелиогеографических явлений, обнаружения высокого загрязнения окружающей среды и ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий».

 

Основными источниками информационного и методического обеспечения прогнозирования медико-санитарных последствий ЧС являются:

·  перечень и характеристика потенциально опасных объектов на территории субъекта Российской Федерации и других источников чрезвычайных ситуаций;

·  данные зонирования территории применительно к возможным конкретным чрезвычайным ситуациям;

·  исходные медико-тактические, природно-климатические, демографические, экономические данные по территории;

·  статистические данные о медико-санитарных последствиях ЧС и опыта их ликвидации;

·  модели исследуемых процессов, отображающие ожидаемые вероятные медико-санитарные последствия ЧС и их развитие;

·  руководящие и нормативно-методические документы.

Перечень документов, которые могут быть использованы при прогнозировании медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, издаются соответствующими министерствами и ведомствами.

Исполнителями прогнозирования чрезвычайных ситуаций на территориальном уровне являются специально уполномоченные комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской Федерации, органом управления по делам ГО и ЧС города, района, объекта экономики структуры: управления, отделы, службы, комиссии, группы. Для решения задач прогнозирования могут привлекаться научно-исследовательские учреждения, учебные заведения и другие организации, расположенные на территории субъекта Российской Федерации и располагающие соответствующими специалистами и возможностями. Прогнозирование медико-санитарных последствий ЧС осуществляется центрами медицины катастроф субъектов Российской Федерации, а там где они отсутствуют, вторыми отделами (управлениями) органов управления здравоохранения субъектов Российской Федерации.

Прогнозом медико-санитарной обстановки должны быть охвачены все потенциально опасные промышленные объекты и явления, которые могут быть местом чрезвычайной ситуации и причиной возникновения медико-санитарных последствий на территории субъекта Российской Федерации.

Отнесение конкретного промышленного объекта (явления) к потенциально опасным определяется Перечнем потенциально опасных объектов, который разрабатывается на основе предложений руководства промышленных объектов, администраций субъектов Российской Федерации и Федеральных надзорных органов. Перечень определяет необходимость подготовки Декларации безопасности объекта и последующего его утверждения в качестве потенциально опасного в комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности и в Перечне декларируемых объектов Российской Федерации.

Принадлежность объекта к особо опасным определяется Положением о государственной регистрации особо опасных промышленных объектов Российской Федерации.

Основными условиями обязательного прогнозирования медико-санитарных последствий ЧС, обусловленных деятельностью конкретного промышленного объекта, являются выполнение хотя бы одного из следующих положений:

·  идентификация действующего объекта в качестве потенциально опасного на уровне руководства объекта и местной администрации;

·  внесение объекта в Перечень потенциально опасных объектов Российской Федерации;

·  внесение объекта в Перечень декларируемых объектов Российской Федерации;

·  идентификация объекта, как особо опасного промышленного объекта Российской Федерации, на основе положения о государственной регистрации особо опасных объектов Российской Федерации;

·  разработка декларации безопасности на всех уровнях проектирования объектов, эксплуатации, ввода и вывода из эксплуатации (или ликвидации).

При отработке планов действий по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС природного и техногенного характера прогнозирование медико-санитарных последствий следует осуществлять по следующим типам ЧС.

Техногенные:

·     транспортные аварии (катастрофы);

·     пожары и взрывы (с возможным последующим горением);

·     аварии с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ (АХОВ);

·     аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (РВ);

·     аварии с выбросом (угрозой выброса) опасных биологических веществ (ОБВ);

·     внезапное обрушение зданий, сооружений, пород;

·     аварии на электроэнергетических системах;

·     аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения;

·     аварии на очистных сооружениях;

·     гидродинамические аварии.

Природные:

·     опасные геофизические явления (землетрясения, извержения вулканов);

·     опасные геологические явления (оползни, сели, обвалы и т.д.);

·     опасные метеорологические (агрометеорологические) явления (бури, ураганы, смерчи, сильный град, сильный дождь и т.д.);

·     морские опасные гидрологические явления (тайфуны, цунами и т.д.);

·     опасные гидрологические явления (наводнения и т.п.);

·     природные пожары (лесные, степные, торфяные, подземные).

При разработке территориальным центром медицины катастроф плана медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях обязательно необходимым является четкое взаимодействие. Необходимость взаимодействия связана с тем, что с одной стороны, служба медицины катастроф субъекта Российской Федерации является основой Всероссийской системы медицины катастроф территориального уровня, а с другой является основным элементом подсистемы РСЧС данного уровня.

Это означает, что успешное выполнение задач, возложенных на Службу, возможно лишь при условии тесного оперативного и эффективного взаимодействия с другими подсистемами РСЧС и между органами управления, учреждениями и формированиями, входящими во ВСМК.

Организация, координация взаимодействия органов управления, а также использования формирований и учреждений ВСМК, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, возлагается на комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности ВСМК.