9.3.2. Планирование медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайной ситуации.

 

Основанием для планирования медико-санитарного обеспечения населения в ЧС на территории субъекта Российской Федерации является решение комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности ВСМК соответствующего уровня, решение начальника службы медицины катастроф по ликвидации медико-санитарных последствий возможных чрезвычайных ситуаций.

Решением на планирование медико-санитарного обеспечения населения в ЧС определяется:

1). Основные задачи медико-санитарного обеспечения населения, вытекающие из прогнозируемой обстановки при возможных конкретных ЧС;

2). Состав (профиль) и численность создаваемых медицинских формирований, включая формирования ведомственного подчинения, в т.ч. постоянной готовности, исходя из особенностей каждой возможной чрезвычайной ситуации и реальных возможностей по комплектованию этих формирований специалистами;

3). Количество и профиль коек в ЛПУ, в т.ч. ведомственного подчинения, предназначаемых для приема пораженных и больных, оказания медицинской помощи и их лечения применительно к каждой возможной ЧС;

4). Сроки приведения в готовность к работе всех медицинских формирований, в т.ч. постоянной готовности и коечной сети к приему пораженных и больных;

5). Порядок снабжения медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом создаваемых медицинских формирований, в т.ч. постоянной готовности, и коек в ЛПУ, предназначенных для приема пораженных и больных;

6). Порядок материально-технического и транспортного обеспечения формирований и учреждений службы медицины катастроф;

7). Состав выделяемых в порядке взаимодействия различных ведомств сил и средств, привлекаемых для ликвидации медико-санитарных последствий каждой возможной ЧС, сроки приведения их в готовность и предназначение;

8). Расположение пунктов управления и порядок представления донесений.

Решение оформляется в форме задания на разработку плана медико-санитарного обеспечения населения в ЧС, выдается в письменной форме за подписью председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Через 3 года после выдачи задания, если не произошли изменения, то оно подтверждается, если произошли какие-то изменения, то выдается новое задание с учетом изменений, так же в письменной форме.

Задание является нормативным документом, определяющим количество и состав создаваемых сил и средств службы медицины катастроф, комплекс мероприятий по их подготовке к действиям в ЧС, следовательно, определяет возможные объемы материальных и финансовых затрат.

В задании на разработку плана медико-санитарного обеспечения населения в ЧС определяется состав группы разработчиков и сроки разработки планирующих документов, порядок их согласования и представления на утверждение, сроки экспертной проверки реальности отработанного плана и внесения в него соответствующих корректив. В группу разработчиков под руководством директора ТЦМК включаются представители органов управления ведомственного здравоохранения, силы и средства которых принимают участие в ликвидации последствий ЧС, а также по мере необходимости главные специалисты здравоохранения субъекта Российской Федерации.

Алгоритм (последовательность) разработки плана медико-санитарного обеспечения населения в ЧС:

1). Сбор и систематизация исходной информации (задание на разработку плана; данные прогноза медико-тактической обстановки, возникающей при возможных ЧС; характеристика системы здравоохранения, в том числе и ведомственного на территории субъекта Российской Федерации, ее возможностей по формированию и подготовке сил и средств службы медицины катастроф; административно-географические, социально-экономические, климатические и другие особенности территории, на которой возможны чрезвычайные ситуации; наличие и характеристика ресурсов, необходимых для оснащения формирований службы медицины катастроф, привлекаемых для ликвидации медико-санитарных последствий конкретных ЧС);

2). Уяснение задачи службы медицины катастроф (формирований, учреждений);

3) Расчет времени;

4). Определение мероприятий, указания, в проведении которых надо отдать немедленно;

5). Оценка прогнозируемой обстановки, складывающейся при возможных ЧС и проведение медико-тактических расчетов;

6). Выработка замысла медико-санитарного обеспечения населения при возможных чрезвычайных ситуациях;

7). Подготовка предложений для принятия решения и принятие решения на медико-санитарное обеспечение населения при возможных ЧС;

8). Представление необходимых данных для включения в документы управления ликвидации последствий возможных ЧС, отрабатываемых органами управления РСЧС;

9). Конкретизация порядка выполнения пунктов решения;

10). Оформление и утверждение решения на медико-санитарное обеспечение населения в ЧС (плана медико-санитарного обеспечения);

11). Оформление документов планирования, предназначенных для объектов управления (формирования, учреждения службы медицины катастроф, ЛПУ и др.).

Указанные мероприятия могут выполняться как последовательно, так и параллельно.

Принятие решения и оформление решения в виде плана медико-санитарного обеспечения населения в ЧС составляют основное содержание работы руководителя здравоохранения субъекта Российской Федерации и территориального центра медицины катастроф в период подготовки к работе в ЧС.

В решении на организацию медико-санитарного обеспечения в каждой возможной чрезвычайной ситуации должны быть определены:

1). Задачи службы медицины катастроф территориального уровня, условия их выполнения, объем и содержание предстоящей работы;

2). Последовательность, сроки и способы (порядок) выполнения службой медицины катастроф задач медико-санитарного обеспечения (лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических, противоэпидемических мероприятий, а также мероприятий по медицинской защите населения и спасателей, а также по медицинскому снабжению);

3). Привлекаемые к выполнению задач, силы и средства службы медицины катастроф, их группировка (в том числе резерв сил и средств);

4). Маневр силами и средствами в ходе медико-санитарного обеспечения;

5). Задачи и порядок использования каждого формирования и учреждения службы медицины катастроф;

6). Организация управления службой медицины катастроф;

7). Организация взаимодействия;

8). Необходимая помощь со стороны регионального и федерального уровня службы медицины катастроф и администрации субъекта Российской Федерации.

В решении отражаются лишь наиболее важные принципиальные положения, а конкретный перечень мероприятий, сроки их выполнения, состав исполнителей и другие частные вопросы отражаются в плане медико-санитарного обеспечения.

При планировании медико-санитарного обеспечения населения в ЧС необходимо учитывать возможные, в том числе и наиболее тяжелые по прогнозу последствия ЧС, поэтому следует разрабатывать очень конкретный детальный план, позволяющий в любых условиях обстановки добиваться оптимальных результатов.

В результате выработки решения по медико-санитарному обеспечению и планированию формируется модель организации подготовки службы медицины катастроф и осуществления медико-санитарного обеспечения населения в возможных ЧС.

План разрабатывается в 4-х экземплярах, которые хранятся:

первый экземпляр - в органе управления здравоохранения субъекта Российской Федерации;

второй - в территориальном центре медицины катастроф;

третий - в региональном центре медицины катастроф;

четвертый - в Всероссийском центре медицины катастроф «Защита».

План медико-санитарного обеспечения населения в ЧС подписывается председателем комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, директором территориального центра медицины катастроф (начальником штаба) и утверждается председателем комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской Федерации.

В соответствии с планом медико-санитарного обеспечения органам управления здравоохранения, лечебным, санитарно-профилактическим, учреждениям Минздрава России и других министерств (ведомств), силы которых в соответствии с планом привлекаются к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, представляются выписки в части их касающейся, в соответствии с которыми они разрабатывают частные планы работы при чрезвычайных ситуациях.

В частных планах на основе оценки обстановки, которая может сложиться при каждой конкретной ЧС, необходимо определить:

·     содержание медико-санитарного обеспечения,

·     объем предстоящей работы (санитарные потери, нуждаемость пораженных в различных видах медицинской помощи и эвакуации),

·     потребность в силах и средствах и обеспеченность ими,

·     организацию лечебно-эвакуационного, санитарно-гигиенического, противоэпидемического обеспечения (содержание и объем мероприятий, привлекаемые силы и средства, сроки и порядок выдвижения в зону ЧС формирований службы медицины катастроф, подготовка к работе учреждений здравоохранения, задачи и содержание работы формирований и учреждений),

·     организацию снабжения медицинским имуществом,

·     организацию материально-технического обеспечения,

·     содержание и порядок выполнения мероприятий по медицинской защите населения и спасателей,

·     организацию управления и взаимодействия.

В целях преемственности и четкого взаимодействия различных органов управления, формирований и учреждений службы медицины катастроф необходимо соблюдать принцип единства планирования, а планирующие документы должны отвечать следующим требованиям:

·     соответствовать современным требованиям, предъявляемым к оформлению документов планирования в РСЧС;

·     отражать реальное положение состояния сил и средств службы медицины катастроф территориального уровня, в том числе ведомственной;

·     содержание каждого документа не должно допускать различных толкований, они должны быть ясными, четкими, правильно отражать существо медико-санитарного обеспечения населения;

·     разрабатываться сжато, без общих фраз, отличаться краткостью и наглядностью;

·     быть доступными для быстрого понимания и анализа без дополнительных каких-либо расчетов.