9.3.4. Управление подчиненными силами и средствами
службы медицины катастроф в ходе ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
Организация управления ВСМК при ликвидации ЧС зависит
главным образом от масштабов и характера ЧС, действующей организации
медико-санитарного обеспечения и общей системы управления при ликвидации ЧС.
В зависимости от обстановки, сложившейся в ЧС, следует
рассматривать два типовых варианта в управлении ВСМК при ликвидации медико-санитарных
последствий:
· первый
вариант - ЧС, которая сопровождается небольшими санитарными
потерями и относительно благоприятными условиями медико-санитарного обеспечения.
Управление силами и средствами, участвующими в ликвидации последствий ЧС,
обеспечивается системой управления, действующей в режиме постоянной готовности.
· второй
вариант – крупномасштабная ЧС, которая требует значительного
совершенствования существующей системы управления ВСМК или создания специальной
системы, обеспечивающей решение новых задач. Это обусловлено рядом факторов,
характерных для данной обстановки:
1). Привлечение для медико-санитарного обеспечения
значительного числа формирований, часто имеющих различную ведомственную
принадлежность и прибывающих в зону (район) ЧС в различные сроки;
2). Значительные размеры зоны (района) ЧС;
3). Неясность обстановки в зоне (районе) ЧС, получение
ориентировочных фактических данных о последствиях ЧС лишь после ее
возникновения, возможность существенных изменений в оценке обстановки в ходе
аварийно-спасательных работ;
4). Срочность принятия и выполнения большинства
решений по организации медико-санитарного обеспечения при ликвидации
последствий ЧС и возможность принятия многих решений только непосредственно в
зоне (районе) ЧС;
5). Организация аварийно-спасательных и других
неотложных работ по ликвидации ЧС в отдельных, часто изолированных секторах
(участках);
6). Организация лечебно-эвакуационного обеспечения по
нескольким изолированным направлениям (рис. 9.6).
Рисунок 9.6 – Организация управления
ВСМК при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций
Таким
образом, организация управления ВСМК по второму варианту предусматривает
необходимость тесного взаимодействия с органами управления, силами и средствами
РСЧС, участвующими в ликвидации ЧС. При этом особое внимание следует обращать
на постоянный контакт с руководством (руководителями) работ по ликвидации ЧС.
Для сбора данных об обстановке в зоне (районе) ЧС и организации управления
силами и средствами ВСМК следует возможно раньше после возникновения ЧС создать
систему в ходе ликвидации
последствий ЧС вспомогательных пунктов управления (центров,
оперативных и подвижных групп управления и т.д.). На пунктах управления BCMК должны быть представители всех ведомств,
силы и средства которых принимают участие в ликвидации медико-санитарных
последствий ЧС.
В целом система управления ВСМК при ликвидации
медико-санитарных последствий ЧС должна включать:
·
штабы ВСМК, имеющие постоянную тесную
связь с соответствующими пунктами управления (штабами) РСЧС соответствующего
уровня;
·
оперативные группы штабов службы при
пунктах управления РСЧС, которые руководят работой по ликвидации ЧС местного
масштаба; они должны работать совместно с органами управления здравоохранения муниципального
уровня;
·
оперативные группы при пунктах
управления частей и подразделений (формирований) РСЧС, которые руководят
работами на объектах (участках) аварийно-спасательных работ;
·
пункты управления формирований и
учреждений ВСМК, участвующих в ликвидации последствий ЧС;
·
средства связи и автоматизации с
заблаговременно разработанными программами и комплектами формализованных
документов (рис. 9.7).
Рисунок 9.7 – Принципиальная схема
системы управления ВСМК
Опыт ликвидации последствий землетрясения в Армении
(1988) показал необходимость опережающего (до прибытия основных сил) создания
системы управления в районе стихийного бедствия, крупной аварии или катастрофы
для обеспечения разведки, приема прибывающих частей и формирований, принятия
обоснованных решений, своевременной постановки им задач и организованного
начала аварийно-спасательных работ, а в последующем - твердого единого
руководства ими. Исходя из этого, целесообразно на (меж-) региональном и муниципальном
уровнях при вероятности возникновения катастрофических ЧС иметь заблаговременно
подготовленные органы управления (оперативные группы), которые по прибытии в
очаги разрушения (поражения) должны взять на себя управление (руководство)
аварийно-спасательными работами.