9.3.4. Управление подчиненными силами и средствами службы медицины катастроф в ходе ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

 

Организация управления ВСМК при ликвидации ЧС зависит главным образом от масштабов и характера ЧС, действующей организации медико-санитарного обеспечения и общей системы управления при ликвидации ЧС.

В зависимости от обстановки, сложившейся в ЧС, следует рассматривать два типовых варианта в управлении ВСМК при ликвидации медико-санитарных последствий:

·     первый вариант - ЧС, которая сопровождается небольшими санитарными потерями и относительно благоприятными условиями медико-санитарного обеспечения. Управление силами и средствами, участвующими в ликвидации последствий ЧС, обеспечивается системой управления, действующей в режиме постоянной готовности.

·     второй вариант – крупномасштабная ЧС, которая требует значительного совершенствования существующей системы управления ВСМК или создания специальной системы, обеспечивающей решение новых задач. Это обусловлено рядом факторов, характерных для данной обстановки:

1). Привлечение для медико-санитарного обеспечения значительного числа формирований, часто имеющих различную ведомственную принадлежность и прибывающих в зону (район) ЧС в различные сроки;

2). Значительные размеры зоны (района) ЧС;

3). Неясность обстановки в зоне (районе) ЧС, получение ориентировочных фактических данных о последствиях ЧС лишь после ее возникновения, возможность существенных изменений в оценке обстановки в ходе аварийно-спасательных работ;

4). Срочность принятия и выполнения большинства решений по организации медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий ЧС и возможность принятия многих решений только непосредственно в зоне (районе) ЧС;

5). Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ по ликвидации ЧС в отдельных, часто изолированных секторах (участках);

6). Организация лечебно-эвакуационного обеспечения по нескольким изолированным направлениям (рис. 9.6).

Рисунок 9.6 – Организация управления ВСМК при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций

 

 

Таким образом, организация управления ВСМК по второму варианту предусматривает необходимость тесного взаимодействия с органами управления, силами и средствами РСЧС, участвующими в ликвидации ЧС. При этом особое внимание следует обращать на постоянный контакт с руководством (руководителями) работ по ликвидации ЧС. Для сбора данных об обстановке в зоне (районе) ЧС и организации управления силами и средствами ВСМК следует возможно раньше после возникновения ЧС создать систему в ходе ликвидации последствий ЧС вспомогательных пунктов управления (центров, оперативных и подвижных групп управления и т.д.). На пунктах управления BCMК должны быть представители всех ведомств, силы и средства которых принимают участие в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

В целом система управления ВСМК при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС должна включать:

·     штабы ВСМК, имеющие постоянную тесную связь с соответствующими пунктами управления (штабами) РСЧС соответствующего уровня;

·     оперативные группы штабов службы при пунктах управления РСЧС, которые руководят работой по ликвидации ЧС местного масштаба; они должны работать совместно с органами управления здравоохранения муниципального уровня;

·     оперативные группы при пунктах управления частей и подразделений (формирований) РСЧС, которые руководят работами на объектах (участках) аварийно-спасательных работ;

·     пункты управления формирований и учреждений ВСМК, участвующих в ликвидации последствий ЧС;

·     средства связи и автоматизации с заблаговременно разработанными программами и комплектами формализованных документов (рис. 9.7).

Рисунок 9.7 – Принципиальная схема системы управления ВСМК

 

Опыт ликвидации последствий землетрясения в Армении (1988) показал необходимость опережающего (до прибытия основных сил) создания системы управления в районе стихийного бедствия, крупной аварии или катастрофы для обеспечения разведки, приема прибывающих частей и формирований, принятия обоснованных решений, своевременной постановки им задач и организованного начала аварийно-спасательных работ, а в последующем - твердого единого руководства ими. Исходя из этого, целесообразно на (меж-) региональном и муниципальном уровнях при вероятности возникновения катастрофических ЧС иметь заблаговременно подготовленные органы управления (оперативные группы), которые по прибытии в очаги разрушения (поражения) должны взять на себя управление (руководство) аварийно-спасательными работами.