9.4.1. Взаимодействие органов управления, формирований и
учреждений Министерства здравоохранения и социального развития и Министерства обороны
Российской Федерации.
Важным элементом управления службой медицины катастроф
в различные периоды ее деятельности является организация взаимодействия.
Всероссийская служба медицины катастроф, с одной
стороны, является подсистемой РСЧС, а с другой стороны, функционально
объединяет службы медицины катастроф Минздравсоцразвития, Минобороны России,
силы и средства других министерств и ведомств, принимающих участие в
соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации медико-санитарных
последствий ЧС (более подробно изложено во 2-ой главе). Это означает, что успешное
выполнение задач службы возможно лишь при условии тесного оперативного и эффективного
взаимодействия с другими подсистемами РСЧС и между органами управления,
учреждениями и формированиями, входящими в ВСМК.
Основными руководящими документами по вопросам
взаимодействия являются:
1)
Положения о взаимодействии МЧС России и Минздрава России по предупреждению и ликвидации ЧС (утв. приказом
МЧС и Минздрава от 02.04.97 № 185/94);
2)
Положения о взаимодействии Минобороны России и Минздрава России по предупреждению и ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций (утв. Минобороны
России от 05.01.99 № 161/1/4/37 и Минздравом России от 12.01.99 № 02-33/33-1);
3) Положения о взаимодействии Министерства
путей сообщения Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской
Федерации по предупреждению и
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (утв. Минтранс России от 17.07.98
№ ЦУВС 577 и Минздравом России от 17.07.98 № 05/33-12);
4)
Соглашения о порядке взаимодействия между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством
здравоохранения Российской Федерации по предупреждению и
ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных
ситуаций (утв. Минздравом России и МВД России от 02.11.99 № 23);
5)
Соглашения о порядке взаимодействия между Минздравсоцразвития России и МЧС России при чрезвычайных ситуациях
природного и техногенного характера, ликвидации
последствий террористических актов, а также в ходе вооруженных конфликтов (утв. приказами МЧС России и
Минздравсоцразвития России от 04.09.2006
№510/640).
Минобороны и Министерство здравоохранения и социального развития РФ
организуют взаимодействие по вопросам предупреждения и ликвидации последствий
ЧС природного и техногенного характера. Целью данного взаимодействия является
организация и проведение комплекса мероприятий по предупреждению и ликвидации
медико-санитарных последствий ЧС природного и техногенного характера,
обеспечение эффективного использования сил и средств для спасения жизни и
сохранения здоровья людей, ликвидация эпидемических очагов, оказание медицинской
помощи пострадавшим в необходимых объемах и в оптимальные сроки. Взаимодействие
организуется на основе конституции РФ, законов РФ, указов и распоряжений Президента
РФ, постановлений Правительства РФ и ведомственных нормативных документов.
Непосредственно
министерства согласовывают совместные действия органов управления, сил и
средств по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС по:
· целям,
· задачам,
· месту,
· времени,
· объемам,
· способам
их выполнения.
Принципы взаимодействия:
единства
государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС, охраны
здоровья населения и профилактики заболеваний;
приоритета
сохранения жизни и здоровья населения и воинских контингентов при возникновении
ЧС природного и техногенного характера;
применения
единых методов и критериев оценки и прогнозирования медико-санитарной
обстановки при различных ЧС с учетом возможностей медицинских подразделений,
формирований и учреждений Минобороны и Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации.
Взаимодействие сил и средств министерств осуществляется на:
· федеральном,
· межрегиональном,
· региональном,
· территориальном,
· муниципальном
уровнях единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС в режимах
повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.
Объектами,
с которыми орган управления здравоохранения субъекта Российской Федерации, ТЦМК
чаще всего осуществляют взаимодействие при планировании медико-санитарного
обеспечения населения в ЧС являются:
орган
управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
медицинская
служба военного округа (оперативно-стратегического командования) по месту их
дислокации и начальники медицинской службы гарнизонов;
управление
медицинской службы округа МВД по месту их дислокации, в остальных субъектах
Российской Федерации - медицинская служба органа управления МВД;
орган
управления врачебно-санитарной службы ОАО «РЖД»;
учреждения
федеральных надзорных органов (Госатомнадзор, Госгортехнадзор);
Администрации
и Комиссии по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
Комитет
Красного Креста (Полумесяца);
другие
территориальные звенья функциональных подсистем РСЧС.
Основные направления взаимодействия:
· совместное
прогнозирование, наблюдение и оценка медико-санитарных последствий ЧС;
· взаимный
обмен информацией медико-санитарного характера при угрозе и возникновении ЧС;
· взаимное
выделение сил и средств для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
· согласование
усилий при совместных действиях по медицинской защите населения и воинских
контингентов, своевременному оказанию медицинской помощи пострадавшим,
организации и проведению санитарно-гигиенических, противоэпидемических и других
специальных мероприятий по эвакуации пострадавших из зон ЧС;
· оценка
обстановки, проведение медицинской разведки в зоне ЧС;
· проведение
мероприятий по защите и сохранению здоровья личного состава
аварийно-спасательных и медицинских подразделений, воинских частей и
формирований, привлекаемых к ликвидации последствий ЧС;
· создание
и использование запасов медицинского имущества, материальных и финансовых средств
необходимых для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
· организация
подготовки (переподготовки) руководящего состава и специалистов в области
предупреждения и ликвидации последствий ЧС и медицины катастроф;
· проведение
совместных тренировок и учений;
· выполнение
мероприятий по медицинской реабилитации личного состава аварийно-спасательных и
медицинских подразделении, воинских частей и формирований, привлекаемых к
ликвидации ЧС, а также населения, пострадавшего в ЧС;
· разработка
и реализация целевых программ, нормативных правовых документов в области
предупреждения и ликвидации ЧС;
· участие
в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты
населения и территорий от ЧС;
· совместное
выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам
медицинской защиты и медицинского обеспечения населения и личного состава
воинских частей и подразделений при возникновении ЧС;
· укрепление
международного сотрудничества в области организации медицинского обеспечения
частей и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, а также
гражданского населения в ЧС.
Взаимодействие
по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных
ситуаций осуществляется в соответствии с планами взаимодействия, разрабатываемыми
на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном и муниципальном
уровнях, которые включают в себя: таблицу взаимодействия, пояснительную записку
и, при необходимости, карту (схему). Вопросы взаимодействия рассматриваются в
рабочем порядке на заседаниях комиссии по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной
безопасности на
Основные
мероприятия по вопросам предупреждения и ликвидации последствий ЧС природного и
техногенного характера выполняемые силами и средствами министерств представлены
в таблице 9.25.
Таблица
9.25 - Организация мероприятий по вопросам предупреждения и ликвидации
последствий ЧС природного и техногенного характера.
Министерство обороны Российской Федерации |
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации |
1) сбор, анализ, обработка и предоставление
информации медико-санитарного характера по предупреждению и ликвидации последствий
ЧС в ВС РФ; 2) ведение постоянного контроля
санитарно-эпидемической обстановки в ВС РФ; 3) разработка мер, направленных на
снижение или предотвращение заболеваний (ранений, травм) и ущерба при ЧС; 4) создание и поддержание в готовности
к использованию медицинских подразделений с запасами материальных средств
необходимых для работы этих учреждений при ликвидации медико-санитарных
последствий ЧС; 5) участие в разработке нормативных
правовых актов и других документов по вопросам предупреждения и ликвидации
медико-санитарных последствий ЧС; 6) оперативное планирование в рамках
планов действия (взаимодействия) при ликвидации медико-санитарных последствий
ЧС природного и техногенного характера; 7) проведение тренировок (учений) по
готовности формирований Службы медицины катастроф Министерства обороны Российской
Федерации к работе в ЧС и проверке реальности планов взаимодействия. |
1) разрабатывает планы взаимодействия
по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС природного и техногенного
характера с участием органов военного управления на всех уровнях; 2) создает запасы медицинского
имущества к лекарственных средств в установленных объемах, поддерживает их в
готовности к экстренным поставкам в районы ЧС и оказывает содействие в
пополнении медицинского имущества медицинских частей и учреждений
Министерства обороны Российской Федерации привлекаемых к работам по
ликвидации медико-санитарных последствий ЧС; 3) организует контроль за санитарно-эпидемиологическим
состоянием населения и территорий, особенно в районах расположения объектов
атомной и химической промышленности, предприятий по производству
биологических препаратов, природных очагов особо опасных инфекций; 4) разрабатывает руководящие документы
по обеспечению преемственности в оказании медицинской помощи пострадавшим в ЧС; 5) совместно с специалистами
Министерства обороны Российской Федерации организует проведение и координацию
санитарно-гигиенических, противоэпидемических (при необходимости карантинных)
мероприятий в районах ЧС и в местах размещения эвакуированного населения по
своим направлениям; 6) участвует в организации поиска
(обнаружения) пострадавших, оказания им медицинской помощи, медицинского
обеспечения личного состава аварийно-спасательных формирований, проведении
медицинской реабилитации спасателей и пострадавших в районах ЧС; 7) представляет органам военного
управления на местах и в центр данные о военнослужащих, поступивших из очагов
ЧС в медицинские учреждения и формирования Министерства здравоохранения
Российской Федерации в форме выписного эпикриза, с указанием сроков лечения,
полного диагноза и исхода заболевания (ранения, травмы); 8) организует медицинскую подготовку
спасателей и населения, разрабатывает и согласовывает для этого
учебно-методические материалы. |
Взаимный
обмен информацией и оповещения осуществляется по линии оперативных служб министерств
в целях своевременного доведения обстановки об угрозе или возникновении ЧС.
Оповещение организуется:
на федеральном уровне - между Главным
военно-медицинским управлением Министерства обороны РФ и Всероссийским центром
медицины катастроф «Защита» Министерства здравоохранения и социального развития
РФ;
на межрегиональном (региональном) уровне -
начальниками медицинских служб военных округов (оперативно-стратегических
командований), региональными центрами медицины катастроф;
на территориальном и муниципальном уровнях -
начальниками медицинской службы гарнизонов и территориальными центрами медицины
катастроф, соответствующими органами управления здравоохранением и соответствующими
отделами Роспотребнадзора.
Непосредственно в режиме ЧС (при возникновении ЧС) уточняются и согласовываются
следующие действия и мероприятия:
· прогнозируемая
(складывающаяся) обстановка, предполагаемая (фактическая) величина санитарных
потерь среди населения и воинского контингента, санитарно-эпидемическое
состояние района ЧС;
· состав
сил и средств, привлекаемых для ликвидации ЧС, порядок их доставки, действия и
наращивания;
· организация
оказания медицинской помощи пострадавшему населению, выполнение специальных медицинских
и противоэпидемических мероприятий в зонах ЧС;
· организация
эвакуации пострадавших в лечебные учреждения;
· наличие,
порядок использования и пополнения запасов медицинского имущества, необходимого
для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
· вопросы
материально-технического обеспечения аварийно-спасательных частей и
подразделений, участвующих в ликвидации ЧС;
· организация
связи;
· объем
предоставляемой информации и порядок информирования населения о степени риска
для здоровья и условий жизнедеятельности людей в результате ЧС.