9.4.1. Взаимодействие органов управления, формирований и учреждений Министерства здравоохранения и социального развития и Министерства обороны Российской Федерации.

 

Важным элементом управления службой медицины катастроф в различные периоды ее деятельности является организация взаимодействия.

Всероссийская служба медицины катастроф, с одной стороны, является подсистемой РСЧС, а с другой стороны, функционально объединяет службы медицины катастроф Минздравсоцразвития, Минобороны России, силы и средства других министерств и ведомств, принимающих участие в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС (более подробно изложено во 2-ой главе). Это означает, что успешное выполнение задач службы возможно лишь при условии тесного оперативного и эффективного взаимодействия с другими подсистемами РСЧС и между органами управления, учреждениями и формированиями, входящими в ВСМК.

Основными руководящими документами по вопросам взаимодействия являются:

1) Положения о взаимодействии МЧС России и Минздрава России по предупреждению и ликвидации ЧС (утв. приказом МЧС и Минздрава от 02.04.97 № 185/94);

2) Положения о взаимодействии Минобороны России и Минздрава России по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (утв. Минобороны России от 05.01.99 № 161/1/4/37 и Минздравом России от  12.01.99 № 02-33/33-1);

3) Положения о взаимодействии Министерства путей сообщения Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (утв. Минтранс России от 17.07.98 № ЦУВС 577 и Минздравом России от 17.07.98 № 05/33-12);

4) Соглашения о порядке взаимодействия между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций (утв. Минздравом России и МВД России от 02.11.99 № 23);

5) Соглашения о порядке взаимодействия между Минздравсоцразвития России и МЧС России при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, ликвидации последствий террористических актов, а также в ходе вооруженных конфликтов (утв. приказами МЧС России и Минздравсоцразвития России от 04.09.2006 №510/640).

Минобороны и Министерство здравоохранения и социального развития РФ организуют взаимодействие по вопросам предупреждения и ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера. Целью данного взаимодействия является организация и проведение комплекса мероприятий по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС природного и техногенного характера, обеспечение эффективного использования сил и средств для спасения жизни и сохранения здоровья людей, ликвидация эпидемических очагов, оказание медицинской помощи пострадавшим в необходимых объемах и в оптимальные сроки. Взаимодействие организуется на основе конституции РФ, законов РФ, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений Правительства РФ и ведомственных нормативных документов.

Непосредственно министерства согласовывают совместные действия органов управления, сил и средств по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС по:

·     целям,

·     задачам,

·     месту,

·     времени,

·     объемам,

·     способам их выполнения.

Принципы взаимодействия:

единства государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС, охраны здоровья населения и профилактики заболеваний;

приоритета сохранения жизни и здоровья населения и воинских контингентов при возникновении ЧС природного и техногенного характера;

применения единых методов и критериев оценки и прогнозирования медико-санитарной обстановки при различных ЧС с учетом возможностей медицинских подразделений, формирований и учреждений Минобороны и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Взаимодействие сил и средств министерств осуществляется на:

·     федеральном,

·     межрегиональном,

·     региональном,

·     территориальном,

·     муниципальном уровнях единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.

Объектами, с которыми орган управления здравоохранения субъекта Российской Федерации, ТЦМК чаще всего осуществляют взаимодействие при планировании медико-санитарного обеспечения населения в ЧС являются:

орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;

медицинская служба военного округа (оперативно-стратегического командования) по месту их дислокации и начальники медицинской службы гарнизонов;

управление медицинской службы округа МВД по месту их дислокации, в остальных субъектах Российской Федерации - медицинская служба органа управления МВД;

орган управления врачебно-санитарной службы ОАО «РЖД»;

учреждения федеральных надзорных органов (Госатомнадзор, Госгортехнадзор);

Администрации и Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

Комитет Красного Креста (Полумесяца);

другие территориальные звенья функциональных подсистем РСЧС.

Основные направления взаимодействия:

·     совместное прогнозирование, наблюдение и оценка медико-санитарных последствий ЧС;

·     взаимный обмен информацией медико-санитарного характера при угрозе и возникновении ЧС;

·     взаимное выделение сил и средств для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

·     согласование усилий при совместных действиях по медицинской защите населения и воинских контингентов, своевременному оказанию медицинской помощи пострадавшим, организации и проведению санитарно-гигиенических, противоэпидемических и других специальных мероприятий по эвакуации пострадавших из зон ЧС;

·     оценка обстановки, проведение медицинской разведки в зоне ЧС;

·     проведение мероприятий по защите и сохранению здоровья личного состава аварийно-спасательных и медицинских подразделений, воинских частей и формирований, привлекаемых к ликвидации последствий ЧС;

·     создание и использование запасов медицинского имущества, материальных и финансовых средств необходимых для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

·     организация подготовки (переподготовки) руководящего состава и специалистов в области предупреждения и ликвидации последствий ЧС и медицины катастроф;

·     проведение совместных тренировок и учений;

·     выполнение мероприятий по медицинской реабилитации личного состава аварийно-спасательных и медицинских подразделении, воинских частей и формирований, привлекаемых к ликвидации ЧС, а также населения, пострадавшего в ЧС;

·     разработка и реализация целевых программ, нормативных правовых документов в области предупреждения и ликвидации ЧС;

·     участие в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

·     совместное выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам медицинской защиты и медицинского обеспечения населения и личного состава воинских частей и подразделений при возникновении ЧС;

·     укрепление международного сотрудничества в области организации медицинского обеспечения частей и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, а также гражданского населения в ЧС.

Взаимодействие по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с планами взаимодействия, разрабатываемыми на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном и муниципальном уровнях, которые включают в себя: таблицу взаимодействия, пояснительную записку и, при необходимости, карту (схему). Вопросы взаимодействия рассматриваются в рабочем порядке на заседаниях комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на

Основные мероприятия по вопросам предупреждения и ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера выполняемые силами и средствами министерств представлены в таблице 9.25.

 

 

 

Таблица 9.25 - Организация мероприятий по вопросам предупреждения и ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.

Министерство обороны

Российской Федерации

Министерство здравоохранения и

социального развития Российской Федерации

1) сбор, анализ, обработка и предоставление информации медико-санитарного характера по предупреждению и ликвидации последствий ЧС в ВС РФ;

2) ведение постоянного контроля санитарно-эпидемической обстановки в ВС РФ;

3) разработка мер, направленных на снижение или предотвращение заболеваний (ранений, травм) и ущерба при ЧС;

4) создание и поддержание в готовности к использованию медицинских подразделений с запасами материальных средств необходимых для работы этих учреждений при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

5) участие в разработке нормативных правовых актов и других документов по вопросам предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

6) оперативное планирование в рамках планов действия (взаимодействия) при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС природного и техногенного характера;

7) проведение тренировок (учений) по готовности формирований Службы медицины катастроф Министерства обороны Российской Федерации к работе в ЧС и проверке реальности планов взаимодействия.

1) разрабатывает планы взаимодействия по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС природного и техногенного характера с участием органов военного управления на всех уровнях;

2) создает запасы медицинского имущества к лекарственных средств в установленных объемах, поддерживает их в готовности к экстренным поставкам в районы ЧС и оказывает содействие в пополнении медицинского имущества медицинских частей и учреждений Министерства обороны Российской Федерации привлекаемых к работам по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

3) организует контроль за санитарно-эпидемиологическим состоянием населения и территорий, особенно в районах расположения объектов атомной и химической промышленности, предприятий по производству биологических препаратов, природных очагов особо опасных инфекций;

4) разрабатывает руководящие документы по обеспечению преемственности в оказании медицинской помощи пострадавшим в ЧС;

5) совместно с специалистами Министерства обороны Российской Федерации организует проведение и координацию санитарно-гигиенических, противоэпидемических (при необходимости карантинных) мероприятий в районах ЧС и в местах размещения эвакуированного населения по своим направлениям;

6) участвует в организации поиска (обнаружения) пострадавших, оказания им медицинской помощи, медицинского обеспечения личного состава аварийно-спасательных формирований, проведении медицинской реабилитации спасателей и пострадавших в районах ЧС;

7) представляет органам военного управления на местах и в центр данные о военнослужащих, поступивших из очагов ЧС в медицинские учреждения и формирования Министерства здравоохранения Российской Федерации в форме выписного эпикриза, с указанием сроков лечения, полного диагноза и исхода заболевания (ранения, травмы);

8) организует медицинскую подготовку спасателей и населения, разрабатывает и согласовывает для этого учебно-методические материалы.

 

Взаимный обмен информацией и оповещения осуществляется по линии оперативных служб министерств в целях своевременного доведения обстановки об угрозе или возникновении ЧС.

Оповещение организуется:

на федеральном уровне - между Главным военно-медицинским управлением Министерства обороны РФ и Всероссийским центром медицины катастроф «Защита» Министерства здравоохранения и социального развития РФ;

на межрегиональном (региональном) уровне - начальниками медицинских служб военных округов (оперативно-стратегических командований), региональными центрами медицины катастроф;

на территориальном и муниципальном уровнях - начальниками медицинской службы гарнизонов и территориальными центрами медицины катастроф, соответствующими органами управления здравоохранением и соответствующими отделами Роспотребнадзора.

Непосредственно в режиме ЧС (при возникновении ЧС) уточняются и согласовываются следующие действия и мероприятия:

·     прогнозируемая (складывающаяся) обстановка, предполагаемая (фактическая) величина санитарных потерь среди населения и воинского контингента, санитарно-эпидемическое состояние района ЧС;

·     состав сил и средств, привлекаемых для ликвидации ЧС, порядок их доставки, действия и наращивания;

·     организация оказания медицинской помощи пострадавшему населению, выполнение специальных медицинских и противоэпидемических мероприятий в зонах ЧС;

·     организация эвакуации пострадавших в лечебные учреждения;

·     наличие, порядок использования и пополнения запасов медицинского имущества, необходимого для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

·     вопросы материально-технического обеспечения аварийно-спасательных частей и подразделений, участвующих в ликвидации ЧС;

·     организация связи;

·     объем предоставляемой информации и порядок информирования населения о степени риска для здоровья и условий жизнедеятельности людей в результате ЧС.