9.4.2. Взаимодействие органов управления, формирований и учреждений Министерства здравоохранения и социального развития и Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации.

 

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации взаимодействует с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, ликвидации последствий террористических актов, а также в ходе вооруженных конфликтов с целью эффективного использования органов управления, сил и средств при спасении жизни и сохранении здоровья людей, оказании пораженным всех видов медицинской помощи в необходимых объемах и в оптимальные сроки, ликвидации эпидемических очагов.

Взаимодействие организуется на основе конституции РФ, законов РФ, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений Правительства РФ, международными договорами РФ и ведомственных нормативных документов.

Принципы взаимодействия:

·     единства взглядов по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, охраны здоровья населения и профилактики заболеваний;

·     приоритета спасения жизни и сохранения здоровья населения при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

·     единства подходов и критериев при прогнозировании и оценке медико-санитарной обстановки при чрезвычайных ситуациях, учете возможностей спасательных и медицинских подразделений, формирований и учреждений МЧС и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Взаимодействие сил и средств министерств осуществляется на:

·     федеральном,

·     межрегиональном,

·     региональном,

·     муниципальном уровнях единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.

Основные направления взаимодействия:

·     изучение, прогнозирование и оценка социально-экономических и медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

·     взаимный обмен информацией в области предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

·     согласование решений о привлечении органов управления, сил и средств к организации и проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

·     согласование действий по медицинской защите населения, своевременному оказанию медицинской помощи пораженным, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) и других специальных мероприятий;

·     участие в организации обнаружения источников и зон радиоактивного, химического, биологического заражения (загрязнения) питьевой воды, продовольственного сырья, пищевых продуктов и объектов окружающей среды;

·     координация работ по эвакуации пораженных и населения из зон чрезвычайных ситуаций;

·     обеспечение мероприятий по сохранению здоровья личного состава аварийно-спасательных формирований и учреждений, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

·     создание и использование финансовых фондов, материально-технических и медицинских ресурсов, необходимых для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

·     обучение спасателей и населения приемам и способам оказания первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;

·     организация подготовки (переподготовки) руководящего состава и специалистов в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций, а также в области медицины катастроф;

·     проведение совместных специальных тренировок и учений;

·     выполнение мероприятий по организации и проведению медицинской реабилитации спасателей;

·     разработка проектов целевых программ, нормативных правовых актов и иных документов в области предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и их реализация;

·     участие в осуществлении в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

·     участие в выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам медицинской защиты и медицинского обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях;

·     международное сотрудничество в области оказания медицинской помощи населению зарубежных государств при чрезвычайных ситуациях.

Основные мероприятия по вопросам предупреждения и ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера выполняемые силами и средствами министерств представлены в таблице 9.26.

Таблица 9.26 - Организация мероприятий по вопросам предупреждения и ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.

Министерство Российской Федерации по

делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий

стихийных бедствий

Министерство здравоохранения и

социального развития

Российской Федерации

1) обеспечивает в установленном порядке информацией органы управления, формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) об угрозе и возникновении ЧС, а также принимаемых решениях;

2) организует и осуществляет поиск (обнаружение), оказание первой помощи, сбор и эвакуацию пораженных из опасных зон;

3) организует методическое руководство при решении вопросов по обучению специалистов органов управления, формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф и Минздравсоцразвития России в области защиты населения и территории от ЧС;

4) осуществляет в установленном порядке доставку сил и средств Всероссийской службы медицины катастроф в районы ЧС;

5) осуществляет поддержку международных гуманитарных проектов, программ и операций по вопросу доставки гуманитарной помощи и грузов медицинского имущества для пострадавшего населения;

6) содействует в планировании и выполнении комплекса санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий в зонах ЧС;

7) участвует в согласовании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам организации и оказания медицинской помощи населению при ЧС;

8) осуществляет установленным порядком подготовку и представление сводной документации по привлекаемым для ликвидации последствий ЧС за рубежом силам и средствам, в том числе Всероссийской службы медицины катастроф.

1) предоставляет данные о пораженных при ЧС, поступивших в медицинские формирования и учреждения;

2) участвует в поиске (обнаружении) пораженных и оказании им первой помощи;

3) участвует в медицинском обеспечении спасателей и лиц, принимающих участие в ликвидации последствий ЧС;

4) оказывает содействие в пополнении медицинского имущества аварийно-спасательных подразделений и формирований;

5) координирует выполнение мероприятий по поддержанию санитарно-эпидемиологического благополучия в зонах ЧС и в местах размещения эвакуированного населения;

6) создает и содержит запасы медицинского имущества и лекарственных средств в установленных объемах, поддержание их в готовности к экстренным поставкам при ликвидации последствий ЧС;

7) разрабатывает документацию, обеспечивающую преемственность в оказании медицинской помощи пораженным при ЧС;

8) проводят в установленном порядке медицинские осмотры, освидетельствования и реабилитацию спасателей, в том числе попавших в группу риска;

9) участвует в медицинской подготовке спасателей и населения, специальной подготовке медицинского состава МЧС России, согласование необходимых для этого учебно-методических материалов;

10) участвует в разработке законодательных и иных нормативных правовых актов в области предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

 

Взаимный обмен информацией и оповещение осуществляется в установленном порядке органами повседневного управления министерств в целях своевременного доведения обстановки об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций.

Оповещение организуется:

·     на федеральном уровне - между 151 Центром управления в кризисных ситуациях МЧС России и Штабом Всероссийской службы медицины катастроф;

·     на межрегиональном уровне - между центрами управления в кризисных ситуациях региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (региональные центры МЧС России) и региональными центрами медицины катастроф и территориальными управлениями  Роспотребнадзора;

·     на региональном и муниципальном уровнях - между центрами управления в кризисных ситуациях и оперативными дежурными службами главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации (главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации) и органами управления здравоохранением, территориальными центрами медицины катастроф и территориальными управлениями Роспотребнадзора.

Взаимодействие в повседневной деятельности осуществляют в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

·     на федеральном уровне - МЧС России;

·     на межрегиональном уровне - региональные центры МЧС России;

·     на региональном и муниципальном уровнях - главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации.

Взаимодействие в повседневной деятельности осуществляют в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации:

·     на федеральном уровне - Всероссийский центр медицины катастроф «Защита», Управление надзора на транспорте и санитарной охраны территории Роспотребнадзора;

·     на межрегиональном уровне - региональные центры медицины катастроф (филиалы Всероссийского центра медицины катастроф «Защита»), межрегиональные территориальные управления Роспотребнадзора;

·     на региональном и муниципальном уровнях - органы управления здравоохранением, территориальные центры медицины катастроф и территориальные управления Роспотребнадзора.

Непосредственно при угрозе возникновения ЧС и (или) в режиме ЧС (при возникновении ЧС) уточняются и согласовываются следующие действия и мероприятия:

·     прогнозируемая (складывающаяся) обстановка, санитарные потери среди населения, санитарно-эпидемическое состояние зоны ЧС;

·     принимаемые решения;

·     состав сил и средств для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, порядок их доставки, действий и наращивания;

·     организация медицинского обеспечения пострадавшего населения в зонах ЧС;

·     организация эвакуации населения из зон ЧС и организация медицинского обеспечения этих мероприятий;

·     организация медицинской эвакуации пораженных в лечебные учреждения;

·     организацию оповещения, связи и информационного обеспечения;

·     объем предоставляемой информации и порядок информирования населения о степени риска для здоровья и условий жизнедеятельности людей в результате ЧС;

·     наличие, порядок использования и пополнения запасов медицинского имущества, необходимого для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

·     вопросы материально-технического обеспечения сил, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

·     другие вопросы в зависимости от конкретной обстановки.

Как нам известно, в процессе взаимодействия принимают участия также и другие министерства и ведомства:

1) от МВД России:

·     на федеральном уровне - Медицинское управление МВД России;

·     на (меж-) региональном уровне - управления медицинской службы округов МВД России;

·     на территориальном уровне - управления медицинской службы по месту их дислокации;

·     в остальных субъектах Российской Федерации и на муниципальном уровне - медицинские службы управлений (отделов) МВД России.

2) от ОАО «РЖД»:

·     на федеральном уровне - Департамент здравоохранения ОАО «РЖД»;

·     на региональном (территориальном), муниципальном и локальном (объектовом) уровнях - соответствующие органы управления врачебно-санитарной службы и учреждений здравоохранения ОАО «РЖД».

3) от Российской Академии медицинских наук:

·     на федеральном, (меж-) региональном, территориальном и муниципальном уровнях - ее соответствующие органы управления и учреждения (организации).

4) от Российского Общества Красного Креста:

·     на федеральном уровне - Центральный комитет Красного Креста;

·     на (меж-) региональному, территориальном, муниципальном и локальном (объектовом) уровнях - соответствующие комитеты Красного Креста (Полумесяца).

На всех уровнях соответствующие органы управления организуют взаимодействие с учреждениями и предприятиями снабжения медицинским имуществом и техникой.

Взаимодействие органов управления, формирований и учреждений ВСМК организуется и осуществляется па каждом уровне в соответствии с Планом медико-санитарного обеспечения населения в ЧС. При необходимости разрабатываются отдельные планы взамодействия.

Координация подготовки и взаимодействия органов управления, а также использования формирований и учреждений ВСМК возлагается на службу медицины катастроф Минздравсоцразвития России.