9.4.2. Взаимодействие органов управления, формирований и
учреждений Министерства здравоохранения и социального развития и Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий
Российской Федерации.
Министерство
здравоохранения и социального развития Российской Федерации взаимодействует с Министерством
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий при чрезвычайных ситуациях природного
и техногенного характера, ликвидации последствий террористических актов, а
также в ходе вооруженных конфликтов с целью эффективного использования органов
управления, сил и средств при спасении жизни и сохранении здоровья людей,
оказании пораженным всех видов медицинской помощи в
необходимых объемах и в оптимальные сроки, ликвидации эпидемических очагов.
Взаимодействие
организуется на основе конституции РФ, законов РФ, указов и распоряжений
Президента РФ, постановлений Правительства РФ, международными договорами РФ и
ведомственных нормативных документов.
Принципы взаимодействия:
· единства
взглядов по реализации государственной политики в области предупреждения и
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, охраны здоровья населения и
профилактики заболеваний;
· приоритета
спасения жизни и сохранения здоровья населения при возникновении и ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций;
· единства
подходов и критериев при прогнозировании и оценке медико-санитарной обстановки
при чрезвычайных ситуациях, учете возможностей спасательных и медицинских
подразделений, формирований и учреждений МЧС и Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации.
Взаимодействие сил и средств министерств осуществляется на:
· федеральном,
· межрегиональном,
· региональном,
· муниципальном
уровнях единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и
чрезвычайной ситуации.
Основные направления взаимодействия:
· изучение,
прогнозирование и оценка социально-экономических и медико-санитарных
последствий чрезвычайных ситуаций;
· взаимный
обмен информацией в области предупреждения и ликвидации медико-санитарных
последствий чрезвычайных ситуаций;
· согласование
решений о привлечении органов управления, сил и средств к организации и
проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации медико-санитарных
последствий чрезвычайных ситуаций;
· согласование
действий по медицинской защите населения, своевременному оказанию медицинской
помощи пораженным, организации и проведению
санитарно-противоэпидемических (профилактических) и других специальных
мероприятий;
· участие
в организации обнаружения источников и зон радиоактивного, химического,
биологического заражения (загрязнения) питьевой воды, продовольственного сырья,
пищевых продуктов и объектов окружающей среды;
· координация
работ по эвакуации пораженных и населения из зон чрезвычайных ситуаций;
· обеспечение
мероприятий по сохранению здоровья личного состава аварийно-спасательных формирований
и учреждений, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
· создание
и использование финансовых фондов, материально-технических и медицинских
ресурсов, необходимых для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных
ситуаций;
· обучение
спасателей и населения приемам и способам оказания первой медицинской помощи
при чрезвычайных ситуациях;
· организация
подготовки (переподготовки) руководящего состава и специалистов в области
гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций, а также в
области медицины катастроф;
· проведение
совместных специальных тренировок и учений;
· выполнение
мероприятий по организации и проведению медицинской реабилитации спасателей;
· разработка
проектов целевых программ, нормативных правовых актов и иных документов в
области предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных
ситуаций и их реализация;
· участие
в осуществлении в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора
и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
· участие
в выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по
проблемам медицинской защиты и медицинского обеспечения населения при чрезвычайных
ситуациях;
· международное
сотрудничество в области оказания медицинской помощи населению зарубежных
государств при чрезвычайных ситуациях.
Основные
мероприятия по вопросам предупреждения и ликвидации последствий ЧС природного и
техногенного характера выполняемые силами и средствами министерств представлены в таблице 9.26.
Таблица
9.26 - Организация мероприятий по вопросам предупреждения и ликвидации
последствий ЧС природного и техногенного характера.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий |
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации |
1) обеспечивает в установленном порядке
информацией органы управления, формирования и учреждения Всероссийской службы
медицины катастроф и Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации (Минздравсоцразвития России)
об угрозе и возникновении ЧС, а также принимаемых решениях; 2) организует и
осуществляет поиск (обнаружение), оказание первой помощи, сбор и эвакуацию пораженных
из опасных зон; 3) организует методическое руководство
при решении вопросов по обучению специалистов органов управления,
формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф и Минздравсоцразвития России в области защиты населения и
территории от ЧС; 4) осуществляет в установленном порядке
доставку сил и средств Всероссийской службы медицины
катастроф в районы ЧС; 5) осуществляет поддержку международных
гуманитарных проектов, программ и операций по вопросу доставки гуманитарной
помощи и грузов медицинского имущества для пострадавшего населения; 6) содействует в планировании и выполнении
комплекса санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий в зонах
ЧС; 7) участвует в согласовании законодательных
и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам организации
и оказания медицинской помощи населению при ЧС; 8) осуществляет установленным порядком
подготовку и представление сводной документации по привлекаемым для
ликвидации последствий ЧС за рубежом силам и средствам, в том числе Всероссийской
службы медицины катастроф. |
1) предоставляет
данные о пораженных при ЧС, поступивших в медицинские формирования и
учреждения; 2) участвует в поиске (обнаружении) пораженных и оказании им первой помощи; 3) участвует в медицинском обеспечении
спасателей и лиц, принимающих участие в ликвидации последствий ЧС; 4) оказывает содействие в пополнении медицинского
имущества аварийно-спасательных подразделений и формирований; 5) координирует выполнение мероприятий
по поддержанию санитарно-эпидемиологического благополучия в зонах ЧС и в
местах размещения эвакуированного населения; 6) создает и содержит запасы медицинского
имущества и лекарственных средств в установленных объемах, поддержание их в готовности
к экстренным поставкам при ликвидации последствий ЧС; 7) разрабатывает
документацию, обеспечивающую преемственность в оказании медицинской помощи
пораженным при ЧС; 8) проводят в установленном порядке медицинские
осмотры, освидетельствования и реабилитацию спасателей, в том числе попавших
в группу риска; 9) участвует в медицинской подготовке
спасателей и населения, специальной подготовке медицинского состава МЧС
России, согласование необходимых для этого учебно-методических материалов; 10) участвует в разработке законодательных
и иных нормативных правовых актов в области предупреждения и ликвидации медико-санитарных
последствий ЧС. |
Взаимный
обмен информацией и оповещение осуществляется в установленном порядке органами
повседневного управления министерств в целях
своевременного доведения обстановки об угрозе возникновения или возникновении
чрезвычайных ситуаций.
Оповещение организуется:
· на
федеральном уровне - между 151 Центром управления в кризисных ситуациях МЧС
России и Штабом Всероссийской службы медицины катастроф;
·
на межрегиональном уровне - между центрами управления
в кризисных ситуациях региональных центров по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (региональные
центры МЧС России) и региональными центрами медицины катастроф и территориальными
управлениями Роспотребнадзора;
· на
региональном и муниципальном уровнях - между центрами управления в кризисных
ситуациях и оперативными дежурными службами главных управлений Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации
(главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации) и органами
управления здравоохранением, территориальными центрами медицины катастроф и
территориальными управлениями Роспотребнадзора.
Взаимодействие в повседневной деятельности осуществляют в Министерстве
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий:
· на
федеральном уровне - МЧС России;
· на межрегиональном
уровне - региональные центры МЧС России;
· на
региональном и муниципальном уровнях - главные управления
МЧС России по субъектам Российской Федерации.
Взаимодействие в повседневной деятельности осуществляют в Министерстве
здравоохранения и социального развития Российской Федерации:
· на
федеральном уровне - Всероссийский центр медицины катастроф «Защита»,
Управление надзора на транспорте и санитарной охраны территории Роспотребнадзора;
· на
межрегиональном уровне - региональные центры медицины катастроф (филиалы
Всероссийского центра медицины катастроф «Защита»), межрегиональные
территориальные управления Роспотребнадзора;
· на
региональном и муниципальном уровнях - органы управления здравоохранением,
территориальные центры медицины катастроф и территориальные управления Роспотребнадзора.
Непосредственно при угрозе возникновения ЧС и (или) в режиме ЧС (при
возникновении ЧС) уточняются и согласовываются следующие действия и мероприятия:
· прогнозируемая
(складывающаяся) обстановка, санитарные потери среди населения,
санитарно-эпидемическое состояние зоны ЧС;
· принимаемые
решения;
· состав
сил и средств для ликвидации медико-санитарных последствий
ЧС, порядок их доставки, действий и наращивания;
· организация
медицинского обеспечения пострадавшего населения в зонах ЧС;
· организация
эвакуации населения из зон ЧС и организация медицинского обеспечения этих
мероприятий;
· организация
медицинской эвакуации пораженных в лечебные учреждения;
· организацию
оповещения, связи и информационного обеспечения;
· объем
предоставляемой информации и порядок информирования населения о степени риска
для здоровья и условий жизнедеятельности людей в результате ЧС;
· наличие,
порядок использования и пополнения запасов медицинского имущества, необходимого
для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
· вопросы
материально-технического обеспечения сил, участвующих в ликвидации
медико-санитарных последствий ЧС;
· другие
вопросы в зависимости от конкретной обстановки.
Как нам известно, в процессе взаимодействия
принимают участия также и другие министерства и ведомства:
1) от МВД России:
·
на федеральном уровне - Медицинское
управление МВД России;
·
на (меж-)
региональном уровне - управления медицинской службы округов
МВД России;
·
на территориальном уровне - управления
медицинской службы по месту их дислокации;
· в
остальных субъектах Российской Федерации и на муниципальном уровне - медицинские
службы управлений (отделов) МВД России.
2) от ОАО «РЖД»:
·
на федеральном уровне - Департамент
здравоохранения ОАО «РЖД»;
·
на региональном (территориальном),
муниципальном и локальном (объектовом) уровнях - соответствующие
органы управления врачебно-санитарной службы и учреждений здравоохранения ОАО «РЖД».
3) от Российской Академии медицинских наук:
·
на федеральном, (меж-) региональном, территориальном и муниципальном уровнях - ее
соответствующие органы управления и учреждения (организации).
4) от Российского Общества Красного Креста:
·
на федеральном уровне - Центральный
комитет Красного Креста;
· на
(меж-) региональному, территориальном, муниципальном и
локальном (объектовом) уровнях - соответствующие комитеты Красного
Креста (Полумесяца).
На всех уровнях соответствующие органы управления
организуют взаимодействие с учреждениями и предприятиями снабжения медицинским
имуществом и техникой.
Взаимодействие органов управления, формирований и
учреждений ВСМК организуется и осуществляется па каждом уровне в соответствии с
Планом медико-санитарного обеспечения населения в ЧС. При необходимости разрабатываются
отдельные планы взамодействия.
Координация подготовки и взаимодействия органов управления,
а также использования формирований и учреждений ВСМК возлагается на
службу медицины катастроф Минздравсоцразвития России.