9.5. Автоматизация управления
Всероссийской службой медицины катастроф.
Особое значение автоматизации управления ВСМК
определяется наличием в составе службы органов управления, многочисленных,
различных по предназначению и подчиненности сил и средств службы, расположенных
на территории всей страны, а также внезапностью возникновения ЧС, необходимостью
оперативного принятия решений и доведения задач до исполнителей, неизбежностью
уточнений принятых решений, осуществления оперативного маневра силами и
средствами, необходимостью постоянного руководства многочисленными формированиями
и учреждениями, участвующими в ликвидации медико-санитарных
последствий ЧС.
В
связи с этим разработана автоматизированная информационно-управляющая система
ВСМК (АИУС ВСМК) на всех уровнях. Данная система строится как
территориально-распределенная иерархическая система автоматизированного
управления, которая объединяет все центры медицины катастроф в стране. Она является
функциональной подсистемой автоматизированной информационно-управляющей системы
РСЧС. При этом учитывается необходимость обеспечения информационного обмена с
объектами автоматизированных систем министерств и ведомств, силы и средства
которых привлекаются к работам по предупреждению и ликвидации последствий ЧС.
Автоматизированная информационно-управляющая система – это система
сбора, комплексной обработки оперативной информации о чрезвычайных ситуациях и
информационного обмена между различными подсистемами и звеньями РСЧС, передачи
органами повседневного управления необходимых указаний силам и средствам
ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В
автоматическом режиме система способна выполнять задачи сбора, хранения,
передачи, обработки и выдачи информации, необходимой для обеспечения работы
органов управления РСЧС, ВСМК, автоматизации процессов поддержки принятия
управленческих решений, доведения принятых решений до подчиненных и
взаимодействующих органов управления и контроля их исполнения. В составе
системы имеются следующие основные средства:
· комплекс средств автоматизации (КСА),
размещаемых на стационарных пунктах управления;
· мобильные КСА подвижных пунктов
управления (рис. 9.8);
· абонентские комплекты пользователей;
· КСА взаимодействия с внешними структурами;
· сеть связи и передачи данных.
Рисунок
9.8 - Мобильный комплекс средств автоматизации ВСМК.
В режиме повседневной деятельности задачами АИУС ВСМК являются:
· сбор,
обработка, хранение информации о состоянии службы медицины катастроф, природной
среды и обстановке на потенциально опасных объектах;
· информационная
поддержка планирования мероприятий по снижению медико-санитарных последствий
ЧС, повышению уровня защиты населения с учетом специфики территорий;
· информационная
поддержка планирования медико-санитарного обеспечения населения при
возникновении ЧС;
· осуществление
информационного взаимодействия между органами управления, силами и средствами
службы медицины катастроф применительно к каждому уровню;
· обеспечение
постоянного эффективного функционирования дежурно-диспетчерской службы.
В режиме повышенной готовности задачами АИУС ВСМК являются:
· информационное
обеспечение управления силами и средствами ВСМК при введении режима повышенной
готовности;
· оценка
вариантов прогнозов возможного развития обстановки;
· информационное
обеспечение усиления мероприятий по защите населения и его подготовке к
действиям при возникновении ЧС;
· организация
информационного взаимодействия с органами управления, учреждениями и
организациями других министерств и ведомств, участвующих в обеспечении
деятельности ВСМК.
В режиме чрезвычайной ситуации задачами АИУС ВСМК являются:
· сбор и
обработка информации об обстановке в зоне (районе) ЧС;
· информационное
обеспечение организации управления силами и средствами ВСМК, участвующими в
ликвидации медико-санитарных последствий ЧС (рис. 9.9).
Рисунок
9.9 – Алгоритм функционирования подсистемы управления и поддержки принятия решения
информационной системы ВСМК
АИУС ВСМК обеспечивает взаимообмен информацией по вопросам:
· прогнозируемая
(сложившаяся) обстановка;
· санитарные
и безвозвратные потери среди населения;
· санитарно-эпидемическое
состояние зоны ЧС;
· организация
медико-санитарного обеспечения населения;
· выполнение
специальных медицинских и противоэпидемических мероприятий в зонах ЧС;
· порядок
информирования населения о степени риска и условиях жизнедеятельности в ЧС.
Непосредственно,
с помощью АИУС обеспечивает управление и взаимодействие медицинских сил всех
министерств и ведомств - штаб ВСМК (рис. 9.10).
Рисунок
9.10 – Организационно-штатная структура штаба ВСМК
(всего
по штату – 191 человек)
Специалисты штаба осуществляют планирование медицинского обеспечения
населения в наиболее вероятных ЧС крупного масштаба, контроль за готовностью и
деятельностью Службы, обеспечивают всестороннюю информационную поддержку для
своевременного принятия и оперативной реализации решений по ликвидации
медико-санитарных последствий ЧС, по своевременному выдвижению медицинских
формирований, их развертыванию и работе в зоне ЧС, организовывают доставку
специалистов и медицинского имущества в район бедствия; на штаб также возложена задача по организационно-методическому
руководству гражданской обороной в федеральных медицинских учреждениях.
С
2009 года был введен в эксплуатацию мобильный комплекс оперативного управления
и связи и мобильная система телемедицинских
консультаций. Проведено более 70 телемедицинских
консультаций во время работы ПМГ в рамках гуманитарной помощи республикам
Абхазия и Южная Осетия) (рис. 9.11).
Рисунок 9.11 –Передвижной комплекс оперативного управления, спутниковой связи и телемедицины
Таким
образом, автоматизация не меняет сущности управления службой, а является лишь
важнейшим средством повышения его оперативности и качества.