9.5. Автоматизация управления Всероссийской службой медицины катастроф.

 

Особое значение автоматизации управления ВСМК определяется наличием в составе службы органов управления, многочисленных, различных по предназначению и подчиненности сил и средств службы, расположенных на территории всей страны, а также внезапностью возникновения ЧС, необходимостью оперативного принятия решений и доведения задач до исполнителей, неизбежностью уточнений принятых решений, осуществления оперативного маневра силами и средствами, необходимостью постоянного руководства многочисленными формированиями и учреждениями, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

В связи с этим разработана автоматизированная информационно-управляющая система ВСМК (АИУС ВСМК) на всех уровнях. Данная система строится как территориально-распределенная иерархическая система автоматизированного управления, которая объединяет все центры медицины катастроф в стране. Она является функциональной подсистемой автоматизированной информационно-управляющей системы РСЧС. При этом учитывается необходимость обеспечения информационного обмена с объектами автоматизированных систем министерств и ведомств, силы и средства которых привлекаются к работам по предупреждению и ликвидации последствий ЧС.

Автоматизированная информационно-управляющая система – это система сбора, комплексной обработки оперативной информации о чрезвычайных ситуациях и информационного обмена между различными подсистемами и звеньями РСЧС, передачи органами повседневного управления необходимых указаний силам и средствам ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В автоматическом режиме система способна выполнять задачи сбора, хранения, передачи, обработки и выдачи информации, необходимой для обеспечения работы органов управления РСЧС, ВСМК, автоматизации процессов поддержки принятия управленческих решений, доведения принятых решений до подчиненных и взаимодействующих органов управления и контроля их исполнения. В составе системы имеются следующие основные средства:

·     комплекс средств автоматизации (КСА), размещаемых на стационарных пунктах управления;

·     мобильные КСА подвижных пунктов управления (рис. 9.8);

·     абонентские комплекты пользователей;

·     КСА взаимодействия с внешними структурами;

·     сеть связи и передачи данных.

Безымянный.jpg

Рисунок 9.8 - Мобильный комплекс средств автоматизации ВСМК.

 

В режиме повседневной деятельности задачами АИУС ВСМК являются:

·     сбор, обработка, хранение информации о состоянии службы медицины катастроф, природной среды и обстановке на потенциально опасных объектах;

·     информационная поддержка планирования мероприятий по снижению медико-санитарных последствий ЧС, повышению уровня защиты населения с учетом специфики территорий;

·     информационная поддержка планирования медико-санитарного обеспечения населения при возникновении ЧС;

·     осуществление информационного взаимодействия между органами управления, силами и средствами службы медицины катастроф применительно к каждому уровню;

·     обеспечение постоянного эффективного функционирования дежурно-диспетчерской службы.

В режиме повышенной готовности задачами АИУС ВСМК являются:

·     информационное обеспечение управления силами и средствами ВСМК при введении режима повышенной готовности;

·     оценка вариантов прогнозов возможного развития обстановки;

·     информационное обеспечение усиления мероприятий по защите населения и его подготовке к действиям при возникновении ЧС;

·     организация информационного взаимодействия с органами управления, учреждениями и организациями других министерств и ведомств, участвующих в обеспечении деятельности ВСМК.

В режиме чрезвычайной ситуации задачами АИУС ВСМК являются:

·     сбор и обработка информации об обстановке в зоне (районе) ЧС;

·     информационное обеспечение организации управления силами и средствами ВСМК, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС (рис. 9.9).

Рисунок 9.9 – Алгоритм функционирования подсистемы управления и поддержки принятия решения информационной системы ВСМК

 

АИУС ВСМК обеспечивает взаимообмен информацией по вопросам:

·     прогнозируемая (сложившаяся) обстановка;

·     санитарные и безвозвратные потери среди населения;

·     санитарно-эпидемическое состояние зоны ЧС;

·     организация медико-санитарного обеспечения населения;

·     выполнение специальных медицинских и противоэпидемических мероприятий в зонах ЧС;

·     порядок информирования населения о степени риска и условиях жизнедеятельности в ЧС.

Непосредственно, с помощью АИУС обеспечивает управление и взаимодействие медицинских сил всех министерств и ведомств - штаб ВСМК (рис. 9.10).

Рисунок 9.10 – Организационно-штатная структура штаба ВСМК

(всего по штату – 191 человек)

 

Специалисты штаба осуществляют планирование медицинского обеспечения населения в наиболее вероятных ЧС крупного масштаба, контроль за готовностью и деятельностью Службы, обеспечивают всестороннюю информационную поддержку для своевременного принятия и оперативной реализации решений по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, по своевременному выдвижению медицинских формирований, их развертыванию и работе в зоне ЧС, организовывают доставку специалистов и медицинского имущества в район бедствия; на штаб также возложена задача по организационно-методическому руководству гражданской обороной в федеральных медицинских учреждениях.

С 2009 года был введен в эксплуатацию мобильный комплекс оперативного управления и связи и мобильная система телемедицинских консультаций. Проведено более 70 телемедицинских консультаций во время работы ПМГ в рамках гуманитарной помощи республикам Абхазия и Южная Осетия) (рис. 9.11).

Схема взаимодействия3

Рисунок 9.11 –Передвижной комплекс оперативного управления, спутниковой связи и телемедицины

 

Таким образом, автоматизация не меняет сущности управления службой, а является лишь важнейшим средством повышения его оперативности и качества.